Феномен образования в контексте уровневой модели социума
Н.С. Рыбаков
Псковский государственный университет, Псков, Россия niklajj-rybakv@rambler.ru
Ключевые слова: образование, социум, параметры образования, образовательное пространство, проективность образования, предметно-созидательная деятельность, нормативно-схематизирующая деятельность, конституирующая деятельность, сущностные силы человека
Страницы: 143-164
Аннотация
Введение. Образование - сложнейшее явление бытия социума, поэтому для его описания вводится понятие «феномен образования» и отмечается, что всякий феномен имеет сложное строение и экспликацию. В этой связи особого обсуждения требует существующая тенденция сводить проблемы философии образования к проблемам педагогической науки и к ее частным вопросам. Предлагается вариант философского понимания образования и формулируется задача философии образования - становление собственного статуса и предмета своего исследования. Методология. Феномен образования исследуется с помощью аналитико-компаративистской и индуктивно-дедуктивной методологии, на основе единства логического и исторического способов восхождения от абстрактного к конкретному. Особое внимание уделено поиску философского сущностного определения образования (М. Шелер, В. М. Розин), которое рассматривается как вхождение человека в мир на трех уровнях бытия социума: деятельностном, социоструктурном и социосистемном. Обсуждение. На основе параметров образования формируется матрица образования, позволяющая осмыслить состояние и перспективы развития образования на разных уровнях онтологии социума. Утверждается, что система образования становится важнейшим средством и инструментом трансформации облика социума на современном этапе его развития и рассматривается в качестве важнейшего инструмента построения общества будущего, поскольку оно способно глубоко и эффективно трансформировать природу и человека, и социума. Заключение. Сегодня система российского образования постоянно оказывается в эпицентре реформаторских процессов, поэтому значительно повышается роль и влияние философских идей на проектирование и прогнозирование будущего. Предложенные подходы (деятельностный, социоструктурный и социосистемный) и философская рефлексия к исследованию феномена образования обладают значительными объяснительными возможностями для понимания трансформационных процессов в образовании.
DOI: 10.15372/PHE20210406 |