Социальные конфликты в организациях высшего образования и способы их разрешения (социально-философский аспект)
О.В. Осокина
Тульский государственный университет, Тула, Россия 10m12o84v@mail.ru
Ключевые слова: конфликт, содержание и структура конфликта, культура конфликта, конфликт в вузе, способы управления конфликтами, регулятивы конфликтов, участники конфликтов
Страницы: 177-192
Аннотация
Введение. Подготовка специалистов, обладающих систематизированными знаниями и практическими навыками, реализуется в организациях высшего образования. Для того чтобы уменьшить воздействие конфликтов на образовательный процесс, следует определить их сущность и содержание. С этой целью необходимо выявить формы проявления и глубинные основания конфликтов, решаемые с помощью методологии социальной философии, позволяющей предельно обобщить процессы, идущие в образовательных организациях. Методология. В работе использовались дискурсивные методы сравнительного анализа и философская рефлексия, способная выделить в объектах исследования существенные признаки. Метод синтеза, на основе которого создана новая модель фрагмента образовательной реальности, позволяет определить глубинные причины проявления конфликтов в вузах и влиять на эффективные способы управления этим явлением. Обсуждение. Исследование конфликта как целостного явления в обществе дает возможность сделать вывод о том, что способы управления конфликтами должны основываться на учете взаимодействий субъектов, а также применительно к внутренней культуре и идеологемам функционирования общественной организации, степени социальной ответственности, регулятивов отношений и профессиональных различий участников организации. Для управления конфликтами в организациях высшего образования предложено воздействовать одновременно на культурную среду, участников и потенциальных организаторов конфликта, на содержание отношений между участниками организации. На основе идеалистической, реалистической, материалистической, прагматической, антропоцентристской, гуманистической и технократической моделей предложена система методов управления конфликтами. Заключение. Проведенное исследование показало, что для создания «культуры доверия» в организациях, готовящих специалистов высшей квалификации, необходимо стимулировать развитие у ее участников ценностных ориентиров, которые были бы нацелены на достижение общезначимых целей.
DOI: 10.15372/PHE20210408 |