Социолог Л. Г. Борисова: две миссии ученого на фоне институциональных трансформаций науки и образования
Е.А. Ерохина
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия leroh@mail.ru
Ключевые слова: реформа науки и образования, новосибирский Академгородок, научные социологические школы, педагогические системы, коммунарское движение
Страницы: 193-211
Аннотация
Введение. В статье на примере творческой биографии Людмилы Глебовны Борисовой и истории становления социологии в новосибирском Академгородке обсуждается возможность тиражирования уникальных научных и образовательных инноваций в институциональном пространстве российского общества. Методология. В основу методологии положены концепция многообразия перехода к современности Ш. Эйзенштадта; метод исследования научных школ в контексте взаимосвязи устройства науки с социальными проблемами общества, биографический метод и метод исследования интеллектуальных сетей. Эмпирическая база исследования опирается на документы Л. Г. Борисовой из Открытого архива СО РАН: делопроизводственную документацию, материалы личного происхождения, научные публикации. Обсуждение. Выявлены ключевые вехи биографии Л. Г. Борисовой в контексте институциональных трансформаций науки и образования позднего СССР, развития Новосибирского научного центра (ННЦ); показана история становления социологических направлений в новосибирском Академгородке, выявлены особенности одного из них - социологии образования. Дана характеристика особого, подвижнического типа российского ученого. Рассмотрена история успехов и неудач двух миссий Л. Г. Борисовой как организатора социологических исследований и инициатора внедрения системы коллективно-творческой деятельности (КТД) в образование. Заключение. Деятельность Л. Г. Борисовой как ученого-подвижника направлялась следующими принципами: единства слова и дела, общественного служения и полезности науки для общества. Эти идеи она транслировала в отношениях с учениками и коллегами. Новый этап российских реформ в образовании существенно сократил автономию профессиональных сообществ ученых и учителей, сузил базу рекрутирования кадров в науку и педагогику, усилил отчужденность профессионалов от принятия решений. В изменившихся условиях ее уход оказался невосполним для научной школы.
DOI: 10.15372/PHE20210409 |