МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ СЕТИ ШКОЛ В УСЛОВИЯХ ДЕПОПУЛЯЦИИ СЕЛЬСКОГОНАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЕЛАБУЖСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Р.С. Николаев1, Д.О. Егоров2
1Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Пермь rroommaa27@mail.ru 2Казанский федеральный университет, Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Россия, Казань dmitriy.m.egorov@mail.ru
Ключевые слова: сельская местность, школа, реформирование, реорганизация, транспортная система, оптимизация пассажирских потоков, моделирование, транспортная нагрузка
Страницы: 153-200
Аннотация
В условиях активной трансформации системы сельского расселения, связанной с депопуляцией сети населенных пунктов, агломерационными и урабанизационными процессами, стягиванием населения в крупные города и концентрацией в них, в сельских территориальных системах появляется запрос на решение проблем пространственной организации отдельных сфер жизнедеятельности. В частности, сокращение численности жителей и количества населенных пунктов приводит к неэффективности системы образования как в части расходов, так и в части организации образовательного процесса. В связи с этим весьма актуальными становятся вопросы логистики в системе образования, касающиеся оптимизации перевозки школьников между населенными пунктами и территориального планирования размещения элементов социальной сферы. В исследовании приводится анализ существующей пространственной организации образовательной системы в сельской местности муниципального образования на примере Елабужского муниципального района Республики Татарстан. На основе полученных результатов разработаны альтернативные модели организации системы общего образования, которые затем сравниваются между собой по индикаторам эффективности. Оптимальными оказались модели на основе кластерных формирований с минимизацией пассажирооборота, которые позволяют определить варианты размещения с умеренными расходами и невысокой транспортной нагрузкой на перевозимых детей. Другой механизм оптимизации транспортных потоков связан с развитием существующей транспортной инфраструктуры, позволяющем выйти на новый уровень пространственной организации системы. Результаты исследования могут быть применены в региональном (муниципальном) управлении, прогнозировании и проектировании, в территориальном планировании и градостроительстве.
DOI: 10.15372/REG20220106 |