Основные подходы к проблеме трансдисциплинарности: от философской мысли к образовательной практике
О.В. Крежевских
Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск, Россия mailolga84@mail.ru
Ключевые слова: трансдисциплинарность, трансдисциплинарное исследование, демократизация научного познания, трансдисциплинарный проект, трансдисциплинарное образование, эволюция образования, интеграция знания
Страницы: 171-188
Аннотация
Введение. Трансдисциплинарность в самом общем смысле понимается как преодоление границ дисциплин, имеющее последствия для социума, науки и образования. В последнее время появилось множество исследований в области трансдисциплинарности, где она рассматривается в философском, методологическом, проектно-прагматическом и образовательном направлениях. С целью обзора и систематизации научного знания в области трансдисциплинарности как научно-образовательного явления определяются тенденции развития науки в этом направлении. Методология. Применялся метод качественного анализа философской и социально-педагогической литературы. Критерием для отбора публикаций в этой области служило рассмотрение онтологической и гносеологической основы трансдисциплинарности в публикациях по направлениям: трансдисциплинарность как способ мышления, научный принцип и своеобразная логика, философия трансдисциплинарности, трансдисциплинарная эволюция образования, выявление проблем и преимуществ трансдисциплинарных исследований. Обсуждение. Проанализированы зарубежные и отечественные исследования в области трансдисциплинарности. Показано, что проблематика трансдисциплинарности представляет собой достаточно пеструю и разрозненную картину подходов, идей, точек зрения. Поднимаются вопросы научной эволюции проблемы трансдисциплинарности, описаны исследования, в которых трансдисциплинарность является способом мышления, научным принципом и своеобразной логикой. Дается характеристика работ в сфере философии трансдисциплинарности. Приведен обзор современных исследований, входящих в мировые базы данных, позволяющий подойти к рассмотрению и научному обоснованию трансдисциплинарной эволюции образования. Охарактеризованы некоторые подходы к трансдисциплинарному образованию. Заключение. Обзор позволяет говорить о развивающихся тенденциях в сфере образования, появлении трансдисциплинарных наук, побуждающих развитие соответственных курсов: когнитивистики, нейробиологии, нейрообразовательных технологий и становления особой трансдисциплинарной технологии обучения.
DOI: 10.15372/PHE20220111 |