ГЕНЕРАЦИЯ И РЕЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РОБАСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ
М.А. Алексеев1, Е.В. Фрейдина1, В.В. Глинский1,2, Л.К. Серга1,2
1Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Российская Федерация alekseev-ma@ranepa.ru 2Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Российская Федерация glinskiy-vv@ranepa.ru
Ключевые слова: генерация и рецепция информации, робастное управление социально-экономическими системами, сложная система
Страницы: 8-30
Аннотация
Область исследований - внешняя рефлексивно-активная полисубъектная среда с покрытием информационной «облачностью турбулентного перемешивания» элементов-данных. Предмет исследований - методы упорядочивания информационного хаоса, заложенные в процессы генерации и рецепции информации. Цель состоит как в развитии теоретических представлений о внешней рефлексивно-активной полисубъектной среде, сформированной носителями информации, так и в разработке максимально правдоподобной модели отображения средовой «реальности» в ментальном «видении» лиц, принимающих решения. Задачи. Обобщение фундаментальных научных посылок категории «знание», входящих в понятийный каркас теории робастной устойчивости и объясняющих высокую чувствительность системы к изменениям исходных данных. Структурирование информационного хаоса-покрова исследуемой среды через изучение процесса генерации: выделение источников генерирования информации; упорядочивание представлений об области исследований - «воспроизводство нового». Определение природы данных «информационной облачности» в соответствии с предложенной иерархией информационных структур, раскрытие их покрова через применение аппарата, описывающего сущностные характеристики протекания процесса рецепции. Формирование матрицы связности типов структурных образований «информационной облачности» и когнитивных инструментов рецепции. Методология. Логика исследования выстроена на дихотомии категорий: «видимость» (Appearance) и «реальность» (Reality). В рамках ретроспективного анализа рассматривается развитие подходов к структурированию внешней среды как начальной стадии воспроизводства знания об объекте. Сложившееся знание о внешней среде дополняется, с одной стороны, детальной декомпозицией ее структурной модели, с другой стороны, развитием представлений о методах распознавания данных, введенных в определенную «информационную облачность». Предметность рецепции информации отражается формализованными конструкциями, составляющими когнитивный инструментарий преобразователя информации в знание. Результаты. Обоснована информационная чувствительность робастного управления и выстроена иерархическая модель информационных структур внешней рефлексивно-активной полисубъектной среды. Определены по каждому структурному образованию типы «информационной облачности», позволяющие осуществить типологическую группировку данных. Построена матрица связности структурных образований по признакам: типы «информационной облачности»; когнитивные инструменты рецепции. Научная новизна заключается в формировании методологического подхода, раскрывающего логику исследований, применение которого позволяет создать максимально приближенное к «реальности» отображение сущностных характеристик хаотичной внешней рефлексивно-активной полисубъектной среды, наполненной неопределенностью и турбулентными информационными потоками; в построении ментальной модели лица, принимающего решение, - его «видении» посредством трансформации реальности процессами генерации информационных структур и рецепции «информационной облачности», покрова структурных образований, путем кластеризации данных и формализации конструкций по преобразованию информации в знание. Актуальная в настоящее время направленность исследований ориентирована на достижение максимального отображения реального состояния информационного пространства внешней среды в ментальной модели лица, принимающего решение, что вызвано возрастающими требованиями, предъявляемыми к качеству информации, и ее существенным воздействием, оказываемым на результативность управленческих действий
DOI: 10.34020/2073-6495-2022-1-008-030 |