Исследование процесса совместной переработки прямогонной дизельной фракции и подсолнечного масла на цеолитном катализаторе типа ZSM-5
Д.В. СОСНИНА, Н.Е. БЕЛОЗЕРЦЕВА, А.А. АЛТЫНОВ, И.А. БОГДАНОВ, М.В. КИРГИНА
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия dvs66@tpu.ru
Ключевые слова: биокомпоненты топлив, цеолитный катализатор, низкозастывающее дизельное топливо, растительное масло, совместная переработка
Страницы: 419-426
Аннотация
Разработка процессов совместной переработки растительных масел и углеводородов, целью которых служит получение низкозастывающих и экологически чистых компонентов дизельных топлив, является актуальным направлением развития топливно-энергетической отрасли. Большую популярность в качестве катализаторов в последнее время приобретают цеолиты различного строения и модификаций. Выполнена переработка на цеолитном катализаторе типа ZSM-5 прямогонного дизельного топлива и смеси дизельного топлива с добавлением 10 об. % подсолнечного масла при давлении 0.35 МПа, скорости подачи сырья 0.5 ч-1 и двух различных температурах проведения процесса - 375 и 475 °С. Выявлены закономерности влияния температуры переработки и вовлечения подсолнечного масла в переработку на цеолитном катализаторе на состав и свойства полученных продуктов. Показано, что закономерности зависят от температуры реализации процесса. Установлено, что продукты совместной переработки подсолнечного масла и дизельного топлива на цеолитном катализаторе по низкотемпературным свойствам соответствуют: полученные при 375 °С - арктической марке товарного дизельного топлива, при 475 °С - зимней марке товарного дизельного топлива. Показано, что полученные продукты переработки на цеолитном катализаторе являются перспективными компонентами низкозастывающих топлив. Полученные результаты свидетельствует о целесообразности совместной переработки подсолнечного масла и дизельной фракции на цеолитном катализаторе для создания низкозастывающих компонентов моторных топлив. Вовлечение подсолнечного масла позволит расширить сырьевой пул для производства топлив.
DOI: 10.15372/KhUR2022398 |