РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПЕРЕПУТЬЕ: ШАГ ВПЕРЕД, ДВА ШАГА НАЗАД
В.М. Зуев1, А.И. Гретченко1,2, Л.А. Мусатова1
1Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация zuevmarina@yandex.ru 2Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация gai51@list.ru
Ключевые слова: Болонская система, российское высшее образование, специалитет, бакалавриат, магистратура, реформирование высшего образования
Страницы: 10-29
Аннотация
В статье представлены результаты исследований, проведенных сотрудниками НИИ «Новая экономика и бизнес» РЭУ им. Г.В. Плеханова, касающиеся роли российской образовательной системы в пространстве жизнедеятельности общества, где она занимает обширную сферу переплетения прямых и косвенных интересов, процессов, действий различных сторон: от отдельного человека до всего населения страны; от отдельных предприятий, организаций до всего производства; от работника до сферы труда, всего социально-экономического комплекса страны. Система высшего образования в формате Болонской системы многолетними усилиями настолько глубоко трансплантирована во всю обширную сферу российского образования, интегрирована со сферами науки, труда, общества в целом, что трудно даже представить не только целостное, но даже фрагментарное единовременное ее упразднение. Основываясь на почти 50-летнем опыте служения российскому образованию на преподавательском, научном, административном поприще, авторы статьи выражают свое мнение относительно всерьез высказываемых в российском научно-педагогическом сообществе требований немедленной отмены нынешней системы российского высшего образования (имеется в виду Болонского типа) и переходу к новой, несущей черты национальной традиционности. В статье отмечается, что в настоящее время пока не совсем ясен механизм одномоментной отмены и переноса системы. В завершающем разделе статьи сделаны выводы, касающиеся некоторых аспектов судьбы Болонской системы в Российской Федерации, других новаций последних лет, в том числе западного образца в высшем образовании, на основе опыта предыдущих реформирований высшей школы.
DOI: 10.34020/2073-6495-2022-4-010-029 |