Роль образовательного пространства в процессах социализации и идентификации
Т.В. Чапля
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия chap_70@mail.ru
Ключевые слова: социализация, идентификация, образовательное пространство, личность, общество
Страницы: 5-22
Аннотация
Введение. Процессы социализации и идентификации сопровождают общество всю его социальную историю и связаны с выработкой определенных инструментов для включения новых индивидов в существующий порядок. Одним из таких инструментов выступает образовательное пространство. Исследование роли образовательного пространства в процессах успешной социализации и идентификации представляется весьма актуальным. Методология. Теория символического интеракционизма позволяет рассмотреть особенности процессов социализации и идентификации с точки зрения социального взаимодействия, «принятия роли другого». Теория социологии знания, акцентирующая внимание на связи между личностью и внешней средой, роли влияния внешних факторов на протекание процессов социализации и идентификации дает возможность проследить связь и зависимость между социализацией, идентификацией и образовательным пространством. Обсуждение. На основании принятия роли Другого раскрыты механизмы освоения личностью образовательного пространства, показано, что выстроенное целенаправленно образовательное пространство позволяет субъекту свободно входить в общество через основные системы социальных ролей, ценностей, норм и правил поведения, формируя тем самым социальную и личностную идентичность в процессе социализации и идентификации. Сделан акцент на том, что стихийная социализация в отличие от управляемой строится не по возрастному критерию, а по индивидуальным предпочтениям, что позволяет личности оказывать влияние на общество и менять его. Заключение. Образовательное пространство выступает инструментом в процессах социализации и идентификации через семью, формальные образовательные организации и учреждения. Социализация и идентификация функционируют как два противоположных процесса: первый направлен на консолидацию общества через систему образования и социального контроля, вписывая индивида в существующий порядок, позволяя сформировать в нем чувство безопасности, принадлежности к «своим»; второй, напротив, способствует осознанию своей индивидуальности, особости по отношению к другим, позволяя каждому члену общества реализовывать свои творческие потребности, вносить свой вклад в культуру.
DOI: 10.15372/PHE20230201 EDN: JQVDXT
|