Интеграция знания как фактор преобразования действительности: опыт философского осмысления сквозь призму искусства
Д.Н. Деменёв, Е.К. Подобреева, Д.Д. Хисматуллина
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия denis-demenev@mail.ru
Ключевые слова: знание, генезис, классическое искусство, информация, интегративные процессы, эпистемология
Страницы: 69-82
Аннотация
Введение. Важнейшим вызовом для человечества является информационно-технологическая эпоха, в которой знание представлено одновременно как фактор позитивного преобразования действительности и как источник, нарушающий баланс жизни человека и общества. Параллельно наблюдаются трансформации в искусстве в виде возникновения и становления обобщенных выразительных образов и символов, легко узнаваемых, обладающих глубоким смыслом и когнитивным потенциалом. Целью статьи является философское осмысление генезиса и интеграции знания и искусства как фактора ценностно-позитивного преобразования действительности. Методология исследования включает обзор литературных источников и диалектический подход к историко-искусствоведческому анализу единства эпистемологического и логического в ценностно-содержащем дискурсе. Фокус исследования направлен на анализ интегративных процессов знания сквозь призму искусства. Обсуждение. Сделано обобщение: человеческая цивилизация развивается благодаря эпистемологической науке, которая задает ориентиры для процессов, происходящих на различных уровнях человеческого бытия. Прогнозирование результатов интеграции знания возможно при условии обращения к философскому знанию и нахождения его коррелятов в идеальных и материальных ценностных ориентирах. Заключение. Интегративные процессы в основных формах человеческого знания (искусство, философия, наука) стали важнейшими ценностными основаниями в становлении гносеологии, эпистемологии и аксиологии. Обосновано, что на всех этапах генезиса человеческого знания искусство содействовало знаниевой интеграции, способствующей выстраиванию определенной образовательной системы и праксиологических методов решения различных жизненных противоречий (концентрация и хранение информации, арт-терапия, эмоциональное отражение действительности, патриотическое воспитание, сохранение музейных ценностей, использование цифровых технологий и будущих возможностей искусственного интеллекта), что в целом способствует позитивному преобразованию социального и образовательного пространства.
DOI: 10.15372/PHE20230205 EDN: KWOSVY
|