О философском просвещении в вузе в контексте проблемы исторического сознания
Н.Ф. Свобода, О.Б. Воробьева
Самарский государственный университет путей сообщения, Самара, Россия svoboda.delja@me.com
Ключевые слова: высшее образование, философия, рефлексия, историческое сознание, методика преподавания философии, историческая память, мифологическое мышление
Страницы: 91-103
Аннотация
Введение. Сфера современного образования - сфера поиска ее новых принципов организации, которые должны быть связаны со структурой и логикой современной культуры. Переосмысление мировой и отечественной истории (примета последних лет) представляет собой многоуровневый, многофакторный процесс, требующий работы в аспектах методологии исторической науки, исторического образования и просвещения. Кроме того, введенный в программы вузов курс «Основы российской государственности», заключивший в себе полидисциплинарное содержание, нуждается в методологическом подборе способов формирования у студенческой молодежи исторического сознания. В этой связи особую значимость приобретают исследования исторического сознания в пространстве философской культуры. Методология. Социально-философский подход, а также наблюдение и анализ педагогического процесса, обобщение личного опыта преподавания философии составляют методологическую базу настоящего исследования. Обсуждение. В работе обозначены практические задачи философского просвещения в контексте проблемы исторического сознания. Показано, что через принятие традиционных философских принципов освоения мира для студента открыта возможность познания себя в качестве исторического субъекта. Сделан акцент на том, что только субъектность в истории - путь к формированию исторического сознания каждого человека. Образ исторического события как форма индивидуальной памяти становится особой формой социальной памяти. Заключение. Философское просвещение обеспечивает методами анализа специфических особенностей исторического сознания и дает их философско-категориальное описание. Методический подход к философскому просвещению может оказаться значимым и результативным в попытке теоретического взгляда на философию как онтологию педагогической мысли.
DOI: 10.15372/PHE20230406 EDN: NNIFRE
|