ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИИ НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ
Е.В. Рудой1, М.С. Петухова1,2, М.В. Кондратьев3
1Новосибирский государственный аграрный университет, Россия, Новосибирск rudoy140280@gmail.com 2Институт аграрных исследований НИУ «Высшая школа экономики», Россия, Москва petuhova_ms@nsau.edu.ru 3Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск kondratevmvnsk@outlook.com
Ключевые слова: сельские территории, социальные инновации, местные инициативы, местное сообщество, проекты развития, софинансирование развития территорий, участие населения, вопросы местного значения, сельские поселения
Страницы: 79-104
Аннотация
Статья посвящена исследованию социальных инноваций и инициативных проектов, реализуемых на сельских территориях регионов России. Цель статьи - на основе анализа существующего зарубежного и точечного регионального опыта реализации программ и проектов по поддержке социальных инноваций в сельской местности сформулировать теоретические положения и практические рекомендации по развитию проектов социальных инноваций на сельских территориях России. Для этого применяются методы теоретического анализа публикаций, в том числе научных статей и аналитических отчетов, а также количественные методы вторичного анализа эмпирических данных. Гипотеза исследования состоит в том, что социальные инновации в сельской местности, реализуемые в форме инициативных проектов, позволяют решать приоритетные задачи территории, формировать позитивное отношение к сельской местности и сельскому образу жизни. Социальные инновации призваны активизировать инициативы в сельской местности, консолидировать местные общины и мотивировать их к развитию, распространить новые знания среди сельского населения и улучшить качество жизни на сельских территориях. Установлена прямая взаимосвязь между числом реализуемых на сельских территориях региона проектов социальных инноваций и качеством жизни сельского населения. В ходе исследования выявлено, что ориентация только на местные сообщества как источник социальных инноваций невозможна. Необходима диверсификация источников финансирования в сторону увеличения доли бизнеса, так как именно он заинтересован в повышении уровня жизни в сельской местности, влекущем рост платежеспособного спроса. Результаты исследования могут применяться в практике федеральных и региональных органов власти для планирования управленческих решений, направленных на преобразование социальной действительности на селе.
DOI: 10.15372/REG20230404 |