Оптимизация технологии каталитического риформинга с целью получения бензина марки АИ-100-К5
Е.Б. КОВАЛЕВА1, С.Г. ДЬЯЧКОВА1, А.А. ГАНИНА2, Ж.Н. АРТЕМЬЕВА2, И.Е. КУЗОРА2, Т.Н. ГЕРШПИГЕЛЬ2, М.В. КОВАЛЕНКО2
1Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия k0valevaeb@yandex.ru 2АО “Ангарская нефтехимическая компания”, Ангарск, Россия ganinaaa@anhk.rosneft.ru
Ключевые слова: высокооктановый автомобильный бензин АИ-100-К5, оптимизация технологии риформинга, тяжелый риформат, эксплуатационные характеристики бензина, квалификационные испытания
Страницы: 52-60
Аннотация
Проведены подбор и оптимизация технологических параметров процесса риформинга, заключающиеся в повышении температуры на входе в реакторы и увеличении отбора бензолсодержащей фракции при фракционировании катализата, что позволило получить фракцию (100-200 °С) - тяжелый риформат требуемого качества по октановому числу 99.5/89.5 (исследовательский/моторный метод соответственно) и использовать его в качестве высокооктанового компонента при производстве бензина АИ-100-К5. На основании данных математического моделирования, требований по минимизации энергозатрат, а также норм по содержанию ароматических углеводородов в товарных автомобильных бензинах было предложено повысить температуру сырья на 1 °С на входе в реакторы блока риформинга. Предложена формализованная схема превращений углеводородов сырья риформинга при повышении температуры процесса, объясняющая качественные и количественные изменения во фракционном составе катализата. Установлено, что увеличение отбора бензолсодержащей фракции позволяет снизить выход легкого риформата, повысить значение октанового числа и снизить массовую долю бензола до 1.5 мас. % в тяжелом риформате. С помощью программного пакета Aspen PIMS program смоделирован оптимальный состав бензина АИ-100-К5, включающий изомеризат легкой прямогонной нафты, рафинат фракции углеводородов С4, компонент бензиновый высокооктановый (алкилат), метил-трет-бутиловый эфир и тяжелый риформат, полученный в условиях оптимизированной схемы. Качество наработанной опытно-промышленной партии (ОПП) топлива полностью отвечает требованиям ТР ТС 013/2011, СТО 44905015-005-2017 и нормам, установленным для эксплуатационных свойств бензина АИ-100-К5, определяемых квалификационными методами и моторно-стендовыми испытаниями. Наработанная ОПП автомобильного бензина АИ-100-К5 обладает улучшенными эксплуатационными и экологическими характеристиками, поскольку уменьшено содержание серы до 8.0 мг/кг, бензола до 0.38 об. % и объемной доли ароматических и олефиновых углеводородов до 28.6 и 4.2 об. % соответственно. В результате моторно-стендовых испытаний установлено, что бензин АИ-100-К5 обладает пониженной склонностью к образованию отложений на впускных клапанах и нагара в камере сгорания двигателя.
DOI: 10.15372/KhUR2024530 EDN: HLSLKY
|