Институциональные факторы развития патриотизма (на примере семьи и образования)
А.Ю. Тумин
Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия tumin-msk@mail.ru
Ключевые слова: патриотизм, гражданское самосознание, социальное мировоззрение, институт образования, институт семьи, формирование патриотизма в гражданской среде
Страницы: 23-39
Аннотация
Введение. Одними из главных задач гуманитарного знания является определение угроз общественной стабильности и анализ защитных социальных механизмов, обеспечивающих эффективность общественной экосистемы. Традиционное воспитание, связанное с ролью патриотизма в обеспечении конструктивности общественных отношений, в условиях интенсивных социальных вызовов по-новому актуализирует вопрос о ценности патриотического сознания. Цель исследования - социально-философский анализ влияния институциональных факторов на патриотическое сознание. Методология исследования патриотического сознания обусловлена социально-феноменологическим и структурно-функциональным подходами. Осмысление культурных факторов патриотизма осуществляется в рамках ряда исследований, посвященных роли институциональных факторов в формировании конструктивных гражданских установок. Обсуждение. Проведенный анализ базируется на сопоставлении основных компонентов патриотического сознания (отношение к Родине, патриотические символы, оценочные суждения в отношении окружающей социальной действительности, деятельные социальные установки, способ социальной самоидентификации) и социальных функций семьи и образования, связанных с формированием данных установок. Обосновывается, что на уровне института семьи реализуются механизмы социальной преемственности, связанные с восприятием подрастающим поколением идей и представлений, носителями которых являются старшие члены семьи, в связи с чем роль семьи в формировании патриотизма обусловлена преимущественно исходными характеристиками гражданских установок. На уровне системы образования реализуются централизованные процессы формирования гражданского сознания. Заключение. Обеспечение развития патриотизма в обществе в значительной степени зависит от функциональных характеристик институтов образования и семьи. Анализ социальных функций семьи и образования, а также их влияния на динамику патриотического сознания свидетельствует о необходимости исключения дисфункциональных процессов в этих институтах. Это связано с тем, что именно эти институты обеспечивают в наибольшей степени ключевые условия развития патриотизма в обществе.
DOI: 10.15372/PHE20240102 EDN: ORPXBC
|