СОТРУДНИЧЕСТВО НАУКИ И БИЗНЕСА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Н.А. Кравченко1,2, В.Д. Маркова1,2, А.Т. Юсупова1,2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск natakravchenko20@mail.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет markova.pro@yandex.ru
Ключевые слова: кооперация науки и бизнеса, инновационные экосистемы, исследовательский и инновационный потенциал, технологический потенциал, государственная поддержка
Страницы: 228-257
Аннотация
На примере субъектов Сибирского федерального округа показаны проблемы взаимодействия науки и бизнеса в рамках формирования инновационных экосистем. Проведен сравнительный анализ развития регионов округа в исследовательской, инновационной и технологической сферах. Предложена схема позиционирования каждого из них в координатах научного и технологического потенциалов, которые отражают способности регионов создавать знания и инновации и восприимчивость региональной экономики к использованию и коммерциализации научных разработок. Выделены регионы-лидеры с развитыми и сбалансированными экосистемами (Новосибирская и Томская области), регионы, в которых научный потенциал выше технологического (Иркутская, Омская области, Красноярский край), регионы с уровнем развития технологий выше уровня развития науки (Алтайский край, Кемеровская область) и проблемные территории (республики Алтай, Тыва, Хакасия). Обоснована необходимость расширения горизонтальных внутри- и межрегиональных взаимодействий, способствующих поиску новых комбинаций способностей и возможностей регионов, повышению устойчивости и сбалансированности экосистем различного уровня. На примере развития инновационной экосистемы в области биофармтехнологий показано формирование взаимодействий между участниками экосистемы. Выявлена возрастающая значимость государственного участия в формировании моделей экосистемногоразвития, которые отличаются большим разнообразием. Формы и инструменты господдержки должны учитывать уникальные характеристики регионов, что предполагает значительное расширение полномочий властей регионального и местного уровней.
DOI: 10.15372/REG20240107 |