ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. Кисляков, А.Н. Голубева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Российская Федерация ankislyakov@mail.ru
Ключевые слова: цифровая трансформация, сквозные технологии, информационные системы, образование, управление, участники образовательных отношений
Страницы: 45-59
Аннотация
Работа посвящена актуальной проблеме повышения эффективности механизмов цифровой трансформации в сфере общего образования, направленных на повышение эффективности функционирования общеобразовательных организаций. Проведен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих государственное регулирование в сфере применения информационных технологий в образовании, отечественной и зарубежной литературы, посвященной цифровой трансформации экономики и общества в целом. Проанализированы основные направления цифровой трансформации образования. Отмечен недостаток проработки вопросов цифровой трансформации общего образования наряду с большим количеством публикаций, относящихся к высшим учебным заведениям. Выделены основные технологические преобразования, предшествующие текущему этапу внедрения сквозных технологий в сферу общего образования на территории Российской Федерации. Сделан акцент на необходимость проведения цифровой трансформации управления общим образованием. Рассмотрены проблемы внедрения сквозных технологий в сферу управления общим образованием на фоне острой необходимости освоения новых технологий и перехода экономики на новый этап развития. Исследованы задачи цифровой трансформации образования и проведен анализ причин, препятствующих внедрению современных цифровых технологий, позволивший выявить необходимость обновления не только методов ведения образовательного процесса с применением цифрового образовательного контента, но и качественного изменения системы управления современной образовательной организацией. Исследование показало, что цифровая трансформация общего образования не может проходить без государственного регулирования и проведения разработок в области соотношения классно-урочного и цифрового компонента. Приводятся рекомендации по реализации проектов в системе общего образования, позволяющие исключить дублирование функций управления, снизить затраты на разработку и внедрение программного обеспечения на разных уровнях управления образованием.
DOI: 10.34020/2073-6495-2024-1-045-059 |