ПРОБЛЕМА МНОГОЗНАЧНОСТИ В ПРАКТИКЕ ЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ КРИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Н.П. Суханова
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Российская Федерация
Ключевые слова: образование, логика, критическое мышление, многозначность, язык, информация
Страницы: 171-178
Аннотация
Интенсификация сферы изучения критического мышления с опорой на формально-логические принципы, обнаруживаемая в трудах современных исследователей, актуализирует обращение к тематике логического анализа языка. Программные установки курса «Логика и критическое мышление» ориентированы на обстоятельное погружение участников в острые вопросы использования естественного языка. Целью настоящей статьи является размышление о сюжетах многозначности в языке и возникающих в этой связи операционных задачах педагогической практики по критическому мышлению. Осмысление опыта реализации образовательного проекта обращено к очерчиванию логических оснований критических навыков, выстраиваемых сквозь призму рефлексивного видения учащихся. Каркас проблем языка и мышления подвергается оценке через ранжирование позиций курса, иллюстрирующих возможности развития критического мышления благодаря постижению языковых форм. Регистрируемая многозначность показывается с учетом вербального или ситуативного контекста в применении понятия. Осуществляемый на практическом занятии разбор текстов приводит к пониманию многозначности как языковой нормы, требующей принятия и соответствующего когнитивного сопровождения. Достижением учащихся становится компетентное видение содержания проблемы многозначности, характеризующее критические способности суждения в обращении с информацией. Фокусируется внимание на факте терминологической многозначности, предполагающей выявление четких значений и углубление в процессы познания как такового. Делается вывод о необходимости методичного освоения проблемы многозначности в языке, поскольку сосредоточенность на тонкостях интеллектуально-речевых механизмов содействует формированию критических навыков участников проекта.
DOI: 10.34020/2073-6495-2024-1-171-178 |