Ноосферный университет: философские и общенаучные основания
Г.С. Смирнов, Д.Г. Смирнов, М.А. Меликян
Ивановский государственный университет, Иваново, Россия smirnovgs@ivanovo.ac.ru
Ключевые слова: постнеклассический университет, философия сознания, ноосферный университет, духовное производство, универсум сфер, ноосферная картина мира
Страницы: 5-21
Аннотация
Введение. В условиях нового миропорядка неотложной задачей государства становится обеспечение не только техносферной (технологический суверенитет), но и ноосферной (мировоззренческий суверенитет) безопасности. Ноосферный университет предстает как российский концептуальный «ответ» инструментальным западно-европейским образовательным аналогам. В фокусе обсуждения - философские и общенаучные основания ноосферного университета как основного актора духовного производства. Методологический анализ осуществлен в границах системного, синергетического и сферного подходов, позволяющих рассмотреть парадигму ноосферного университета на трех уровнях: вещей, свойств и отношений, показать инвайронментальный характер планов его содержания через призму матрешечной структуры окружающей реальности. Обсуждение. Философский анализ позволяет определить ноосферный университет как одну из актуальных моделей постнеклассического университета. Очерчена «ноосферная» тенденция в рамках российского университетского образования, демонстрирующая востребованность анализируемой парадигмы. Раскрыта эвристичность как ценность и необходимость ноосферной парадигмы в контексте высшего образования, в рамках фундаментальных противоречий между «традиционным» и «инновационным» университетом. Определены миссия (формирование сверхсложного сознания), двуединая цель и конкретные задачи ноосферного университета в контексте перехода «биосферы и техносферы в ноосферу». Зафиксирована двойственная природа нооуниверситета через диалектику материального/духовного, материального/идеального, реального/вирутального. Отмечена когнитивная «эквивалетность» субъекта и объекта в ноосферном образовательном дискурсе, перечислены характерные для него сущностные системообразующие отношения. Процедура «знакования» рассмотрена как центральная для ноосферной парадигмы. Постнеклассический университет представлен как точка сборки сфер, формирующая ноосферное мировоззрение и ноосферную картину мира. Заключение. Комплексный анализ концепции ноосферного университета позволяет констатировать, что его конкурентными преимуществами являются целостное видение мира, коэволюция естественного разума и искусственного интеллекта, ориентация на ноосферное понимание сверхсложной реальности, принятие аксиологии всечеловеческого как этологического регулятива.
DOI: 10.15372/PHE20240201 |