Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.119.122.140
    [SESS_TIME] => 1732202868
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => d14ae8a8da17f2f35ab5f21396bf726a
    [UNIQUE_KEY] => 5bab4379576d23fbd6455ba88a66ef93
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2024 год, номер 2

Философия "изменяемой фатальности" как эффективное дополнение теории поколений в разработке нового образовательного идеала

Д.П. Козолупенко
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
kozolupenko.dp@philos.msu.ru
Ключевые слова: образование, миллениалы, исторический релятивизм, ахроничность истины, «базисная интуиция», мировоззрение
Страницы: 22-37

Аннотация

Введение. Социологические исследования показывают, что современные учащиеся имеют иной набор базовых ценностей и иные стереотипы поведения, нежели имели в сходном возрасте поколения современных преподавателей. Подобный разрыв в мировоззренческих и поведенческих установках порождает ряд проблем в образовательном процессе и делает понятие «поколение» одним из центральных в современной философии образования. Актуализируются необходимость критического анализа теории поколений, принятие ее современным образованием. Методологическую основу исследования составляют теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса, теория межпоколенческой динамики В. Радаева, концептуальные подходы «изменяемой фатальности» в работах А. Бергсона и Х. Ортеги-и-Гассета. Обсуждение. Выявлено четыре основные особенности теории поколений, способы их применения в организации образования, определении целей и задач. В философии образования теория поколений и философия «изменяемой фатальности» представляются методологически эффективным объяснением. Заключение. Сравнительное исследование теории поколений и философии «изменяемой фатальности» указывает на неустранимость межпоколенческого зазора, размывание поколенческих границ как единства ровесников, имеющих один и тот же набор ценностей и поведенческих стереотипов. В связи с выявленными особенностями делается вывод: прогностические функции, характерные для применения теории поколений в образовательной экосистеме вряд ли осуществимы, а внедрение на их основании превентивно-коррекционных образовательных стратегий будет подвержено закону «постоянного запаздывания». Методологическое значение концепции «изменяемой фатальности» для философии образования и ее ограничивающих условий связывается с понятием «главного a priori истории» (Х. Ортега-и-Гассет) и понятием «базисной интуиции» (А. Бергсон). Преодоление недостатков, свойственных обеим теориям, и выработка более эффективных стратегий в области современного образования требуют проведения междисциплинарных исследований в области возрастной психологии личности, философии образования и других дифференцированно- социологических исследований.

DOI: 10.15372/PHE20240202
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину