Философия "изменяемой фатальности" как эффективное дополнение теории поколений в разработке нового образовательного идеала
Д.П. Козолупенко
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия kozolupenko.dp@philos.msu.ru
Ключевые слова: образование, миллениалы, исторический релятивизм, ахроничность истины, «базисная интуиция», мировоззрение
Страницы: 22-37
Аннотация
Введение. Социологические исследования показывают, что современные учащиеся имеют иной набор базовых ценностей и иные стереотипы поведения, нежели имели в сходном возрасте поколения современных преподавателей. Подобный разрыв в мировоззренческих и поведенческих установках порождает ряд проблем в образовательном процессе и делает понятие «поколение» одним из центральных в современной философии образования. Актуализируются необходимость критического анализа теории поколений, принятие ее современным образованием. Методологическую основу исследования составляют теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса, теория межпоколенческой динамики В. Радаева, концептуальные подходы «изменяемой фатальности» в работах А. Бергсона и Х. Ортеги-и-Гассета. Обсуждение. Выявлено четыре основные особенности теории поколений, способы их применения в организации образования, определении целей и задач. В философии образования теория поколений и философия «изменяемой фатальности» представляются методологически эффективным объяснением. Заключение. Сравнительное исследование теории поколений и философии «изменяемой фатальности» указывает на неустранимость межпоколенческого зазора, размывание поколенческих границ как единства ровесников, имеющих один и тот же набор ценностей и поведенческих стереотипов. В связи с выявленными особенностями делается вывод: прогностические функции, характерные для применения теории поколений в образовательной экосистеме вряд ли осуществимы, а внедрение на их основании превентивно-коррекционных образовательных стратегий будет подвержено закону «постоянного запаздывания». Методологическое значение концепции «изменяемой фатальности» для философии образования и ее ограничивающих условий связывается с понятием «главного a priori истории» (Х. Ортега-и-Гассет) и понятием «базисной интуиции» (А. Бергсон). Преодоление недостатков, свойственных обеим теориям, и выработка более эффективных стратегий в области современного образования требуют проведения междисциплинарных исследований в области возрастной психологии личности, философии образования и других дифференцированно- социологических исследований.
DOI: 10.15372/PHE20240202 |