Ценностно-знаниевый и методологический ресурс дисциплин эстетического и проективного цикла в развитии архитектурно-художественного мышления
Д.Н. Деменёв, Е.К. Подобреева, Д.Д. Хисматуллина
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия denis-demenev@mail.ru
Ключевые слова: архитектурно-художественное пространство, синтез искусств, ценность, знание, методология, ресурс, концепция дополнительности, интегрированное мышление
Страницы: 114-130
Аннотация
Введение. Тенденции развития общества начала XXI в. указывают на интегративность знания, формирующего сознание человеческого общества в целом. Актуальным становится развитие архитектурно-художественного интегрированного мышления, позволяющего понимать сложные исторические процессы. С целью обратить внимание на ценностно-знаниевый и методологический ресурс дисциплин эстетического и проективного цикла в развитии этого вида мышления разработана соответствующая методология, которая строится на совокупности теоретических и эмпирических подходов, включающих анализ литературы, диалектический подход к историко-искусствоведческой реконструкции. Ядром исследования является феномен синтеза пластических искусств, в котором главным связующим выступает архитектура (зодчество), формирующая комфортную и эстетизированную пространственную среду. Обсуждение. На протяжении многих веков роль архитектурно-художественного образования в деле развития интегрированного мышления была определяющей и неоспоримой. Информационно-цифровая и технологическая эпоха дает большие преимущества (в скорости и наглядной визуализации логики художественного и других процессов и явлений действительности). Новизной исследования является представленная модель проекта и реализация методологии развития интегрированного, архитектурно-художественного мышления. В рамках поставленных целей и задач проекта было реализовано взаимодействие живописи и архитектуры, оказывающее на человека многостороннее, эмоционально-насыщенное, эстетическое воздействие. Заключение. Проведенный анализ синтеза искусств сквозь призму концепции дополнительности подтверждает, что архитектурно-художественное пространство на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации продолжает оставаться одним из главных средств эстетического преобразования действительности и культурного прогресса. Это, в свою очередь, определяет и подтверждает необходимость комплексного, интегративного подхода в архитектурно-художественном образовании для реализации ресурса дисциплин эстетического и проективного циклов, позволяющих формировать интегрированное мышление, в котором ценностная, знаниевая и методологическая составляющие слиты воедино.
DOI: 10.15372/PHE20240208 |