Интерактивная видеотехнология как средство развития умений иноязычной профессионально ориентированной коммуникации в условиях цифровизации образования
Е.А. Мельникова, А.В. Соболева, О.А. Обдалова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия elena.melnikova@mail.tsu.ru
Ключевые слова: интерактивная видеотехнология, иноязычная профессиональная коммуникация, цифровизация образования, социальная сеть, развитие иноязычных умений речи
Страницы: 131-143
Аннотация
Введение. С целью изучения проблемы поиска эффективного средства иноязычной подготовки студентов нелингвистических направлений в условиях профессионально ориентированного контекста используются современные средства цифровой среды, а также апробация эффективности и универсальности новых технологий. Методология исследования выстроена на основе аналитических методов субъективизма в интерпретации интерактивной видеотехнологии. Теоретической основой выступает синтез ведущих подходов, включая профессионально ориентированный, личностно-деятельностный, компетентностный и технологический. С позиции этих подходов обучение становится целенаправленным и становится более эффективным. Разработана технология развития умений иноязычной профессионально ориентированной коммуникации на основе интерактивной видеотехнологии в контексте проектной деятельности по созданию видеоролика как виртуального доклада на англоязычной конференции. Вокруг этого дидактического ядра строится весь образовательный процесс. Описано содержательное наполнение этой деятельности, включающей подготовку, отбор и анализ материалов, адекватных профессиональным и коммуникативным целям. Разработан сценарий видеофрагмента и выбраны способы реализации проекта по созданию видео, включая монтаж, озвучивание на иностранном языке и загрузку в цифровую образовательную среду в формате видеодоклада. Разработано понятие интерактивной видеотехнологии как мультимедийного средства обучения, позволяющего интегрировать видеоматериалы и инструментарий цифровых социальных ресурсов в процесс создания интерактивной образовательной среды в пространстве сообщества конференции Dive into Science в социальной сети ВКонтакте. Обсуждение. Интерактивная видеотехнология, положенная в основу процесса обучения 1) создает условия для активизации учебно-познавательной деятельности и активной коммуникации, стимулирует взаимодействие студентов с контентом и между собой за счет интерактивности и мультимодальности; 2) является инструментом самореализации личности и развития способности иноязычной профессионально ориентированной коммуникации обучающихся на основе создания видеороликов. Заключение. Результаты апробации позволяют сделать вывод об эффективности и универсальности предложенной технологии в развитии умений иноязычной профессионально ориентированной коммуникации в условиях цифровой среды.
DOI: 10.15372/PHE20240209 |