Художественная гимнастика в вузе: поиск новых форм и методов физического воспитания
Т.И. Колосова, Б.О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск Россия kolosovanew@yandex.ru
Ключевые слова: физическое развитие, эстетика развивающего воспитания, мотивация, здоровый образ жизни, высшее образование, технико-эстетический вид спорта
Страницы: 144-157
Аннотация
Введение. Художественная гимнастика в рамках физического развития характеризуется сложнокоординационными действиями в формате музыкального сопровождения и одновременно зрелищными эффектами воздействия на публику спортивными атрибутами (мячи, ленты, обручи, булавы, скакалки и др.). На всех этапах подготовки этот вид спорта предъявляет высокие требования к развитию координации движений, гибкости, ловкости, концентрации внимания и других индивидуально-потенциальных возможностей физического развития субъекта. Принимая во внимание, что требования к соревнованиям по художественной гимнастике регулярно меняются, имеют стойкую тенденцию к введению элементов повышенной сложности, соответственно, в высшей школе актуализируется поиск творческих методов повышения эффективности физкультурного процесса. Учитывая, что в рамках получения основного образования невозможно увеличить объем и интенсивность физической нагрузки, важно способствовать стимулированию потребностно-мотивационной сферы обучающихся в комплексе с воспитательным воздействием на психо-эмоциональный фон занимающихся. С целью всестороннего совершенствования двигательных способностей существует необходимость преодоления противоречий между потенциальной эффективностью использования элементов художественной гимнастики в физическом воспитании студенток вуза и отсутствием проработанности педагогического сопровождения в преподавания такого подхода. Методология. Для достижения цели изучены отечественные работы по организации занятий художественной гимнастикой в рамках физического воспитания, дан анализ апробирования элементов технико-эстетического вида спорта. Обсуждение. Необходимость изменения традиционной методики организации учебных физкультурных занятий с использованием элементов художественной гимнастики обусловлена обновлением степени интенсивности и качества двигательной активности девушек 17-19 лет. Предложена программа элективного курса «Основы художественной гимнастики в формате эстетически развивающего воспитания». Заключение. В целях преодоления противоречий невозможности увеличить объем и интенсивность физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию предложена модель эстетически ориентированного педагогического сопровождения в преподавании художественной гимнастики, обеспечивающая наряду с содействием формированию ценностей здорового образа жизни и развитием физических качеств повышение интереса к самостоятельной работе.
DOI: 10.15372/PHE20240210 |