Характеристика выбросов парниковых газов с территории Санкт-Петербургской агломерации по результатам мобильных измерительных кампаний ЕММЕ 2019 и 2020 гг
М.В. МАКАРОВА1, С.Ч. ФОКА1, Д.В. ИОНОВ1, В.С. КОСЦОВ1, В.М. ИВАХОВ2, Н.Н. ПАРАМОНОВА2
1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия m.makarova@spbu.ru 2Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова, Санкт-Петербург, Россия ivakhooo@mail.ru
Ключевые слова: наземное дистанционное зондирование, портативные Фурье-спектрометры, мобильные эксперименты, парниковые газы, антропогенные эмиссии в мегаполисах, моделирование переноса примеси в атмосфере
Страницы: 653-664
Аннотация
Санкт-Петербург - второй по численности населения город Российской Федерации и четвертый в Европе. Согласно официальной статистике в городе постоянно проживают ~ 5,6 млн человек. С целью получения экспериментальных оценок выбросов парниковых газов с территории Санкт-Петербургской агломерации был разработан оригинальный комплексный подход, реализованный в рамках измерительных кампаний EMME (Emission Monitoring Mobile Experiment) 2019 и 2020 гг. Проведено обобщение результатов мобильных экспериментов 2019 и 2020 гг. Показано, что период «март - начало мая», выбранный для проведения кампаний ЕММЕ, является оптимальным для оценок выбросов СО2. Средние значения антропогенных добавок, обусловленных выбросами с территории Санкт-Петербурга, для средних концентраций CO2 и CH4 в толще атмосферы составили ~ 1,07 ppmv и ~ 6,61 ppbv соответственно. Экспериментальные оценки удельных потоков парниковых газов на территории Санкт-Петербургской агломерации - 72 кт × км-2 × год-1 СО2 и 198 т × км-2 × год-1 СН4 по результатам шестидневной кампании 2020 г.; 80 кт × км-2 × год-1 CO2 и 161 т × км-2 × год-1 CH4 для 15 дней кампаний 2019 и 2020 гг. Эмиссионные соотношения СH4/CO2 и CO/CO2 для Санкт-Петербурга в марте - начале мая 2020 г. составили в среднем 6,4 и 5,7 ppbv/ppmv соответственно. Карантинные ограничения (COVID-19) повлияли на структуру выбросов Санкт-Петербурга: резкое снижение транспортной активности привело к значительному уменьшению выбросов СО от автотранспорта.
DOI: 10.15372/AOO20240805 |