Этничность в образовании в свете миросистемного анализа и теории форм капитала
О.А. Персидская
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия olga_alekseevna@mail.ru
Ключевые слова: миросистемный анализ, теория капиталов П. Бурдье, система образования, этнокультурная составляющая образования, этничность
Страницы: 60-69
Аннотация
Введение. Школа и вуз в современном мире являются одними из значимых общественных институтов, где человек сталкивается с этническим разнообразием и глубже осознает собственную этническую идентичность. Одна из целей системы образования - воспитание личности, понимающей свое место в полиэтническом мире, где ценность разных этнических культур равнозначна. Однако полноценная реализация этой цели не всегда возможна. Методология. Анализ затруднений, не позволяющих выполнить обозначенную цель, выполнен на основании синтеза миросистемного анализа и теории капиталов П. Бурдье. Приведены примеры такого синтеза в социогуманитаристике у М. Деметра и Р. Х. Ортиза. Обсуждение. На основе рассмотрения смены стратегий развития с «борьбы против эксплуатации» в советский период на «борьбу против исключения» в постсоветский продемонстрировано, как девальвировались разные формы капиталов этнических групп в периферийных регионах России. Акцент сделан на сложностях, с которыми столкнулась система образования периферийных этнических регионов России. Среди них - недостаток финансирования, а также преобладающая ориентация подрастающего поколения на культурно-символические образцы потребления центров при девальвации ценностей традиционных этнических образцов. Ситуация образовательного неравенства есть недостаточность каналов трансляции этничности и др. Показано, что сложное положение экономик этнических регионов страны и образовательное неравенство входят в противоречие с высоким престижем этнической идентичности, обозначенном в образовательных стратегиях. Заключение. Сделан вывод, что недооценка любой формы капитала (экономического, социокультурного, символического) при реализации уже возложенных на систему образования гуманистических целей воспроизводства и сохранения этнического разнообразия народов России может обернуться безрезультативностью потраченных усилий.
DOI: 10.15372/PHE20240404 |