Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.141.201.95
    [SESS_TIME] => 1732182872
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => efd1d2c314c9bf97f370522a4002020c
    [UNIQUE_KEY] => 3c1a8f0e0bacd3f08b40ca4cb5c41520
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Химия в интересах устойчивого развития

2005 год, номер 6

1.
Предисловие

Е. З. Голосман
Страницы: 697-700



2.
Экологически чистые моторные топлива на базе природного газа

А. Я. Розовский
Институт нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН,
Ленинский проспект, 29, Москва 119991 (Россия), Е-mail: rozovsk@ips.ac.ru
Страницы: 701-712

Аннотация >>
Рассмотрены свойства и способы получения диметилового эфира (ДМЭ) - нового энергоносителя с улучшенными экологическими свойствами. При использовании новейших достижений (риформинг природного газа, основанный на опыте создания ракетных технологий, прямой синтез ДМЭ из синтез-газа) можно ожидать, что диметиловый эфир окажется конкурентоспособным по сравнению с традиционными топливами. Так же, как и метанол, ДМЭ легко перерабатывается в высокооктановый бензин, но в отличие от синтеза метанола синтез ДМЭ мало чувствителен к составу синтез-газа (т. е. к природе сырья), что позволяет рассматривать схему переработки "углеродсодержащее сырье ® синтез-газ ® ДМЭ ® бензин" как универсальную для получения синтетических моторных топлив. Обсуждена возможность использования парового риформинга метанола для получения чистого водорода для топливных элементов. Современные катализаторы и методы очистки уже могут обеспечить переработку метанола в чистый водород с производительностью, в принципе приемлемой для размещения соответствующих устройств на борту транспортного средства. Для полноты очистки от СО при селективном окислении существенное значение имеет макрокинетический режим реакции.


3.
Удаление оксидов азота из отходящих газов дизельных двигателей: проблемы и перспективы их решения

В. А. Садыков1, Т. Г. Кузнецова1, Р. В. Бунина1, Г. М. Аликина1, Л. Ч. Батуев1, В. А. Собянин1, В. А. Кириллов1, В. П. Доронин2 , В. А. Матышак3, А. Я. Розовский4, В. Ф. Третьяков4, Т. Н. Бурдейная4, В. В. Лунин5, Ju. Ross6
1Институт катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения РАН,
проспект Академика Лаврентьева, 5, Новосибирск, 630090 (Россия), E-mail: sadykov@catalysis.nsk.su
2Институт проблем переработки углеводородов, ул. Нефтезаводская, 54, Омск 644040 (Россия)
3Институт химической физики им. Н. Н. Семенова РАН, ул. Косыгина, 4, Москва 117977 (Россия)
4Институт нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН, Ленинский проспект, 29, Москва 117912 (Россия)
5Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Ленинские горы, Москва, ГСП-3, 119992 (Россия)
6University of Limerick, Limerick (Ireland)
Страницы: 713-724

Аннотация >>
Рассмотрены возможности применения новых технологий для удаления оксидов азота из отходящих газов дизельных двигателей, которые основаны на использовании стационарных и нестационарных каталитических процессов восстановления оксидов азота дизельным топливом или продуктами его селективной трансформации в синтез-газ или олефины в компактных генераторах. Установлено, что использование синтез-газа в смеси с основным топливом бензиновых или дизельных двигателей позволяет резко снизить выбросы вредных компонентов и повысить эффективность работы двигателей, в особенности при использовании ультрабедных смесей. Показана перспективность использования сложных оксидных систем с высокой подвижностью кислорода в качестве катализаторов процессов окисления частиц сажи с участием оксидов азота, способствующих удалению обоих типов вредных примесей.


4.
Утилизация отработанных автомобильных шин с использованием термического сольволиза

Е. И. Андрейков1, И. С. Амосова1, Н. А. Гриневич2, О. Н. Чупахин1
1Институт органического синтеза Уральского отделения РАН,
ул. Академическая/С. Ковалевской, 20/22, Екатеринбург 620219 (Россия), E-mail: cc@ios.uran.ru
2Уральский государственный лесотехнический университет, Сибирский тракт, 37, Екатеринбург 620100 (Россия)
Страницы: 725-729

Аннотация >>
Рассмотрены основные закономерности термического сольволиза резиновой крошки в органических растворителях и варианты его применения для утилизации отработанных шин. Показаны преимущества технологии переработки шин с использованием в качестве растворителя тяжелых нефтяных остатков.


5.
Стекловолокнистые катализаторы для очистки выхлопов дизельных двигателей

Д. А. Арендарский, А. Н. Загоруйко, Б. С. Бальжинимаев
Институт катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения РАН,
проспект Академика Лаврентьева, 5, Новосибирск, 630090 (Россия), E-mail: dimar@catalysis.nsk.su
Страницы: 731-735

Аннотация >>
Приведены результаты лабораторных и пилотных исследований стекловолокнистых катализаторов для процессов очистки отходящих газов дизельных двигателей от выбросов вредных веществ. Показано, что такие катализаторы обеспечивают высокую степень окисления СО и углеводородов, а также восстановление оксидов азота в отходящих газах реальных дизельных двигателей.


6.
Химическое конструирование бинарных TWC-катализаторов для конверсии NOx, CO и углеводородов

А. М. Большаков1, Л. Д. Большакова1, Ю. Н. Щегольков2, Н. А. Макаров3, О. В. Сергеева1
1Институт общей и неорганической химии им. Н. С. Курнакова РАН,
Ленинский проспект, 31, Москва 117901 (Россия), E-mail: bolsh@igic.ras.ru
2Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов,
Варшавское шоссе, 129 б, Москва 117545 (Россия)
3Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт,
ул. Автомоторная, 2, Москва 125438 (Россия)
Страницы: 737-742

Аннотация >>
Установлено, что термическое разложение впервые полученных двойных комплексов состава [Co(NH3)5Cl][M*Cl4] (M*= Pt и Pd) и [M(NH3)x][M*Cly] (M= Cu, Ni) можно использовать для получения бинарных катализаторов с равномерным распределением активных компонентов. Разработан метод направленного формирования многофункциональных зон на поверхности катализаторов Pt-Ni/g-Al2O3 и Pd-Co/g-Al2O3, что существенно увеличивает их активность. В результате изучения конверсии газовой смеси на этих катализаторах установлена возможность сегрегативного взаимодействия NO и CO. Показано, что неаддитивное увеличение каталитической активности бинарных катализаторов обусловлено кислородной депассивацией центров Pt и Pd вследствие спилловера кислорода, образующегося при разложении NO. Предложен механизм спилловера кислорода, смысл которого заключается в реализации нового реакционного пути слабо связанных состояний адсорбатов.


7.
Использование эффекта синергизма для увеличения активности катализаторов в deNOx-процессе

Т. Н. Бурдейная1, В. Ф. Третьяков1, В. А. Матышак2, Ю. П. Закорчевная1, А. Г. Закирова1, М. Н. Бахтияров1, В. Н. Корчак2
1Институт нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН,
Ленинский проспект, 29, Москва 119991 (Россия), E-mail: tretjakov@ips.ac.ru
2Институт химической физики им. Н. Н. Семенова РАН, ул. Косыгина, 4, Москва 117334 (Россия)
Страницы: 743-750

Аннотация >>
Разработаны составы оригинальных каталитических композиций для очистки газовых выбросов автомобильного транспорта на основе не содержащих благородных металлов катализаторов: НТК-10-1, СТК и Ni-Cr-оксидного, которые в этих процессах ранее не использовались. Высокая активность разработанных каталитических композиций обусловлена эффектом синергизма, впервые открытым и изученным на механических смесях промышленных катализаторов. Исследование механизма реакции селективного восстановления NOx пропаном на индивидуальных промышленных катализаторах показало, что эффект синергизма, наблюдаемый на их бинарных механических смесях, обусловлен протеканием окислительной активации пропана на поверхности катализаторов СТК и Ni-Cr-оксидного с образованием более эффективных восстанавливающих агентов - пропилена и водорода соответственно. Благодаря межфазной диффузии, последние попадают через газовую фазу на поверхность катализатора НТК-10-1, активирующего NOx.


8.
Блочные катализаторы нейтрализации выхлопных газов, синтезированные методом горения

У. Ф. Завьялова1, В. Ф. Третьяков1, Т. Н. Бурдейная1, П. Г. Цырульников2
1Институт нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН,
Ленинский проспект, 29, Москва 119991 (Россия), E-mail: zavjalova@ips.ac.ru
2Институт проблем переработки углеводородов Сибирского отделения РАН, ул. Нефтезаводская, 54, Омск 644040 (Россия)
Страницы: 751-755

Аннотация >>
Разработан новый метод синтеза блочных катализаторов составов 0.1%Pd-2.9%CuO/γ-Al2O3 и 0.1%Pd-2.9%CuCo2O4/γ-Al2O3, изучены их каталитические свойства в реакциях нейтрализации токсичных компонентов выхлопных газов: окислении CO, глубоком окислении углеводородов и восстановлении NOx пропаном. Показано, что, благодаря более высокой удельной поверхности и дисперсности синтезированных методом горения активных компонентов, активность данных катализаторов в указанных реакциях существенно выше по сравнению с образцами, приготовленными стандартным методом.


9.
Оптимизация состава металлофторопластового антифрикционного материала на стальной подложке

В. Н. Корнопольцев, Н. В. Корнопольцев, Д. М. Могнонов, И. А. Фарион
Байкальский институт природопользования Сибирского отделения РАН, ул. Сахьяновой, 6, Улан-Удэ 670047 (Россия), E-mail: kompo@mail.ru
Страницы: 757-765

Аннотация >>
Описаны принцип создания и триботехнические испытания листового металлофторопластового материала на стальной подложке. Выбраны оптимальный состав его рабочего слоя и способ легирования поверхности стальной обратной пары. Испытания показали, что разработанный материал превосходит отечественные промышленные аналоги. Так, при содержании в рабочем слое нового материала 20-25% (по объему) медных сплавов, 50-55% (по объему) Ф-4 и 25-30% (по объему) Pb фактор pV для 1000 ч непрерывной работы в условиях сухого трения по диффузионно-борированной стали 45 с допустимым износом 200мкм достигает 2МПаЧ1м/с.


10.
Повышение качества дорожных покрытий

Н. П. Крутько1, О. Н. Опанасенко1, А. В. Минин2
1Институт общей и неорганической химии НАН Беларуси,
ул. Сурганова, 9, Минск 220072 (Беларусь), E-mail: krutko@igic.bas-net.by
2Департамент "Белавтодор" Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, ул. Кальварийская, 29, Минск 220073 (Беларусь)
Страницы: 767-778

Аннотация >>
Исследованы коллоидно-химические свойства поверхностно-активных веществ различных классов и битумов, исследовано их взаимодействие с минеральным материалом. Предложены новые материалы и эмульсионные технологии для устройства дорожных покрытий, позволяющие повысить качество и эксплуатационные характеристики дорожного полотна.


11.
Катализаторы на основе сложных оксидов со структурами перовскита и флюорита для удаления сажи из отходящих газов дизельных двигателей

Т. Г. Кузнецова1, В. А. Садыков1, В. А. Матышак2, Л. Ч. Батуев1, В. А. Рогов1
1Институт катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения РАН,
проспект Академика Лаврентьева, 5, Новосибирск, 630090 (Россия) E-mail: tgkuzn@catalysis.nsk.su
2Институт химической физики им. Н. Н. Семенова РАН, ул. Косыгина, 4, Москва 117977 (Россия)
Страницы: 779-785

Аннотация >>
Исследованы реакции окисления сажи в смеси О2 + гелий и O2 + NO2 + гелий с участием замещенных перовскитов на основе манганита лантана и модифицированных флюоритов на основе твердого раствора Ce-Zr-O, в том числе промотированных небольшим количеством платины. Показано, что эффективность окисления сажи выше в смеси, содержащей диоксид азота. Установлено, что для инициирования окисления сажи необходимо наличие слабосвязанного поверхностного кислорода, а для процесса развитого окисления сажи - подвижность решеточного кислорода.


12.
Научные основы и технологическое оформление процесса получения синтетических олигодеценовых масел для автомобильного транспорта

П. Е. Матковский1, Г. П. Старцева1, В. Я. Чуркина1, С. М. Алдошин1, В. Н. Троицкий1, В. И. Савченко1, Р. Г. Ханнанов2, М. А. Демидов2, В. Г. Шамсутдинов2, Г. Л. Ильясов2, Р. С. Яруллин3, Дж. Михайлович4, К. Йотанович4
1Институт проблем химической физики РАН,
проспект Академика Семенова, 1, Московская обл., Черноголовка, 142432 (Россия), E-mail: pem@icp.ac.ru
2ООО "Татнефть-Нижнекамскнефтехим-Ойл", а/я 60, Нижнекамск 423574 (Россия)
3АО "Татнефтехиминвест-холдинг", ул. Ершова, 29, Казань 420045 (Россия)
4НИС - Рафинерия нефти Нови Сад, Put Sajkaskog odreda, 4, Novi Sad 21000 (Serbia)
Страницы: 787-791

Аннотация >>
Разработана новая каталитическая система для получения синтетических олигодеценовых масел для автомобильного транспорта, в состав которой входят металлический алюминий с размером частиц 4-40мкм, алкилалюминийгалогенид (в частности (C2H5)1.5AlCl1.5), галоидорганическое соединение (в частности, трет-бутилхлорид (CH3)3CCl). Показано, что в сочетании с трубчато-щелевым реактором олигомеризации ее применение позволяет комплексно решать основные проблемы получения олигодеценовых масел. Полученные результаты подтверждены на пилотных установках и воплощены в проекте Нижнекамского завода синтетических масел.


13.
Селективное метанирование монооксида углерода для очистки водорода для топливных элементов

Т. П. Минюкова, И. Ш. Итенберг, М. П. Демешкина, Н. В. Штерцер, Т. М. Юрьева
Институт катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения РАН,
проспект Академика Лаврентьева, 5, Новосибирск, 630090 (Россия), E-mail: min@catalysis.ru
Страницы: 793-796

Аннотация >>
Исследована возможность тонкой очистки водорода от СО методом предпочтительного гидрирования оксида углерода (II) в метан до остаточного содержания СО 1000ррм. Для создания компактного аппарата подготовки водорода для топливных элементов предложен эффективный никельсодержащий катализатор, обеспечивающий требуемые показатели по глубине очистки (не выше 1000ppm CO на выходе), селективности (не менее 70% метана образуется из СО) и уровню активности (время контакта не более 6000ч-1).


14.
Полиолефиновые композиты триботехнического назначения для узлов трения автомобилей

А. А. Охлопкова1, П. Н. Петрова1, С. А. Слепцова2, О. В. Гоголева1
1Институт неметаллических материалов Сибирского отделения РАН,
ул. Автодорожная, 20, Якутск 677007 (Россия), E-mail: aitalina@inbox.ru
2Якутский госуниверситет им. М. К. Аммосова, ул. Белинского, 58, Якутск 677000 (Россия)
Страницы: 797-803

Аннотация >>
Приведены результаты исследований по разработке новых износостойких полимерных композиционных материалов для узлов трения на основе политетрафторэтилена и сверхвысокомолекулярного полиэтилена, модифицированных неорганическими соединениями нанометрового размера. Показано, что их использование в кристаллизующихся полимерах эффективно влияет на изменение свойств материалов и способствует интенсификации структурных процессов в полимерах при кристаллизации.


15.
Эффективность использования альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания

А. И. Сорокин, Г. К. Мирзоев
ОАО АВТОВАЗ, Южное шоссе, 36, Тольятти 445633 (Россия), E-mail: mabl@dd.vaz.tlt.ru, dtn@dd.vaz.tlt.ru
Страницы: 805-808

Аннотация >>
Выполнены экспериментальные работы, позволившие провести анализ путей решения задач одновременного снижения расхода традиционного топлива, змиссии токсичных и парникового газов в короткий срок. Показано, что путем модернизации двигателей внутреннего сгорания (ДВС), работающих на традиционном топливе, возможно выполнение нормы 140г/км СО2; использование альтернативных топлив существенно расширяет возможности снижения эмиссии СО2 и повышения КПД; организация работы ДВС на бедной гомогенной смеси позволяет существенно повысить его КПД. Результаты исследований рабочего процесса ДВС показали возможность его работы на бедных гомогенных смесях с повышением КПД ДВС на расчетном режиме в среднем с 23 до 32-34%. Установлено, что энергоустановки, работающие на водороде, способны обеспечить нулевую эмиссию СО2. Сформулирована концепция перехода к использованию водорода в качестве топлива наиболее эффективным путем.


16.
Производство моторных топлив из прямогонных фракций нефтей и газовых конденсатов с применением процесса «Цеоформинг»

В. Г. Степанов, К. Г. Ионе
Научно-инженерный центр "Цеосит" Объединенного института катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения РАН,
проспект Академика Лаврентьева, 5, Новосибирск 630090 (Россия), E-mail: stepanovvg@batman.sm.nsc.ru
Страницы: 809-822

Аннотация >>
Рассмотрены вопросы, касающиеся производства дизельных топлив и автобензинов на малотоннажных установках, которые предназначены для переработки нефти и газового конденсата в моторные топлива. Показано, что для большого ряда нефтяных и газоконденсатных месторождений прямогонные дизельные фракции по своим физико-химическим свойствам соответствуют требованиям нормативов, предъявляемым к дизельным топливам. В ряде случае сортные дизельные топлива можно получать, варьируя фракционный состав и/или применяя соответствующие присадки. Для производства сортных автобензинов на малотоннажных установках наиболее оптимальным является процесс "Цеоформинг", основанный на использовании цеолитсодержащего катализатора. Показано, что, варьируя условия ведения процесса, можно производить бензины необходимых марок (от АИ-80 до АИ-96, летних и зимних видов) из низкооктановых углеводородных фракций различного происхождения без предварительной серо- или гидроочистки и применения водородсодержащего газа. По сравнению с риформингом бензины, получающиеся в процессе цеоформинга, характеризуются более низким содержанием ароматических углеводородов, в особенности бензола.


17.
Каталитические системы для очистки водорода от СО для топливных элементов

В. Ф. Третьяков, Т. Н. Бурдейная, Л. А. Березина, Р. А. Любушкин
Институт нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН,
Ленинский проспект, 29, Москва 119991 (Россия), E-mail: tretjakov@ips.ac.ru
Страницы: 823-829

Аннотация >>
Проведено сравнительное исследование активности синтезированных нанесенных Cu,Со/YxCeyZr1-x-yO2 и Au-, Pt-содержащих каталитических систем в реакции низкотемпературного селективного окисления СО в водородосодержащих газовых смесях. Показано, что эти системы обеспечивают высокую степень конверсии СО и селективности по О2 в интервале температур до 150оС. Установлено, что наибольшей активностью обладает Au-содержащий катализатор. Активность и селективность нанокристаллических каталитических систем Cu/YxCeyZr1-x-yO2 в указанной реакции выше по сравнению с Pt-содержащими катализаторами, а по селективности они сопоставимы с Au-содержащим образцом. Показано, что использование этих катализаторов позволяет достичь степени очистки водорода от СО с остаточным содержанием последнего около 15 ppm, что удовлетворяет требованиям, предъявляемым к чистоте водорода для топливных элементов.


18.
Перспективы применения новых материалов на основе фторсодержащих спиртов в автомобилестроении

Г. Г. Фурин1 , А. А. Ильин2, Л. М. Иванова2, Ю. Л. Бахмутов2, А. Н. Ильин2
1Новосибирский институт органической химии им. Н. Н. Ворожцова Сибирского отделения РАН,
проспект Академика Лаврентьева, 9, Новосибирск, 630090 (Россия), E-mail: furin@nioch.nsc.ru
2ОАО "Галоген", ул. Ласьвинская, 98, Пермь, 614113 (Россия), E-mail: halogen@perm.raid.ru
Страницы: 831-838

Аннотация >>
Рассмотрен комплекс проблем и направлений ускоренного применения фторматериалов для решения ряда задач, стоящих перед автомобильной промышленностью. Показаны примеры обработки резино-технических деталей фторореагентами, которые создают на поверхности резины защитные пленки, приближающиеся по свойствам к фторполимерам. Благодаря этому, используемые материалы не набухают в парах бензина, повышается устойчивость их к стиранию, коэффициент трения понижается и становится сравнимым с коэффициентом трения фторопластов, сохраняются эксплуатационные свойства в условиях облучения светом. Приводятся примеры применения модифицированных фтором акрилатов для создания защитных покрытий от коррозии для металлических узлов автомобиля. Рассматриваются новые разработки по созданию фторсодержащих поверхностно-активных веществ для применения в процессах никелирования и хромирования деталей, обеспечивающие экологически безопасные и чистые условия для работающих на этих участках людей. Обсуждаются вопросы нанесения масло- и водостойких покрытий на стекло. Показана эффективность обработки тканевых материалов внутренней отделки автомобилей, придающая им устойчивость к возгоранию и не создающая пламени при воздействии открытого огня. Предлагаются новые фторсодержащие смазки для механических устройств, которые по своим эксплуатационным свойствам существенно превосходят используемые. Разработана технология получения нового очищающего средства для систем охлаждения автомобильного мотора и карбюратора.


19.
Композиционные материалы на основе волластонита для автомобилестроения

И. А. Бородина, В. В. Козик
Томский государственный университет,
проспект Ленина, 36, Томск, 634050 (Россия), Е-mail: sasha@elefot.tsu.ru
Страницы: 839-841

Аннотация >>
Исследовано влияние наполнения ненасыщенной полиэфирной смолы волластонитом на основные физико-механические и эксплуатационные свойства отвержденного композиционного материала.


20.
Применение содержащих Ni, Cu, Zn, Mn катализаторов на основе алюмокальциевых цементов для очистки выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания

Е. З. Голосман1, Г. И. Саломатин1, Т. Н. Смирнова2, В. Н. Ефремов1, В. И. Якерсон3
1ОАО "Новомосковский институт азотной промышленности" (ОАО НИАП),
ул. Кирова, 11, Новомосковск, 301650 (Россия), E-mail: gez@novomoskovsk.ru
2Научно-исследовательский институт двигателей (НИИД), ул. Новослободская, 37, Москва 125055 (Россия)
3Институт органической химии им. Зелинского РАН, Ленинский проспект, 47, Москва 119991 (Россия)
Страницы: 843-845

Аннотация >>
Рассмотрено применение содержащих Ni, Cu, Zn, Mn катализаторов на основе алюмокальциевых цементов в каталитических нейтрализаторах выхлопных газов автомобильного транспорта. Показана возможность промотирования изученных систем как нанесением небольших количеств палладия, так и совместной загрузкой катализаторов, не содержащих палладия и содержащих его небольшие количества.


21.
Наноразмерный алмазосодержащий углерод для автотранспорта и автомобилестроения

В. Ф. Комаров, Г. В. Сакович
Институт проблем химико-энергетических технологий Сибирского отделения РАН,
ул. Социалистическая, 1, Бийск, 659322 (Россия), E-mail: lab4@ipcet.ru
Страницы: 847-850

Аннотация >>
Показана высокая эффективность применения присадок алмазсодержащего углерода в смазках и резинотехнических деталях для двигателей и станков.


22.
Перспективы применения в автомобилях оксидных пленочных катализаторов, сформированных плазменно-электролитическим оксидированием

Н. Б. Кондриков1, В. С. Руднев2, М. С. Васильева1, Л. М. Тырина2, Т. П. Яровая2, А. В. Рожков1
1Дальневосточный государственный университет,
ул. Октябрьская, 27, Владивосток, 690090 (Россия), E-mail: kondr@chem.dvgu.ru
2Институт химии Дальневосточного отделения РАН, проспект 100-летия Владивостока, 159, Владивосток, 690022 (Россия), E-mail: rudnevvs@ich.dvo.ru
Страницы: 851-853

Аннотация >>
Для решения проблем сгорания топлив в двигателях внутреннего сгорания и очистки выхлопных газов могут применяться каталитические покрытия, нанесенные как на цилиндры и поршни, так и на поверхности блочных носителей в системах каталитического дожигания выхлопных газов. Обе задачи в перспективе могут быть решены применением технологичного.


23.
Новое поколение газогенерирующих составов для автомобильных мешков безопасности

Д. Б. Лемперт, Г. Б. Манелис
Институт проблем химической физики РАН,
проспект Академика Семенова, 1, Московская обл., Черноголовка, 142432 (Россия), E-mail: Lempert@icp.ac.ru
Страницы: 855-858

Аннотация >>
Описаны современные требования к бездымным газогенерирующим композициям для автомобильных мешков безопасности. Проанализированы возможные пути снижения температуры горения и доли токсичных газов в продуктах горения. Исследованы термостойкость потенциальных компонентов газогенерирующих композиций (органических соединений) и фазовое состояние нитрата аммония при температурах от -50 до MоC. Предложены пути фазовой стабилизации нитрата аммония органическими соединениями, не содержащими металлов или галогенов. Исследованы закономерности горения композиций, и найдены пути существенного повышения скорости горения составов на основе нитрата аммония.


24.
Разработка полимерно-битумного вяжущего для дорожного строительства с учетом специфики сырья Cамарского региона

А. Б. Соколов, С. В.Леванова
Самарский государственный технический университет, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, 443100 (Россия), E-mail: kinterm@samgtu.ru
Страницы: 859-862

Аннотация >>
Разработана математическая модель определения качества полимерно-битумного вяжущего для дорожного строительства на основе сырья региональных нефтеперерабатывающих заводов. Полученная на основе исследований по подбору оптимального состава модифицированного дорожного битума модель позволяет прогнозировать качество продукта в зависимости от состава исходного сырья, обеспечивая гибкость процесса получения полимерно-битумного вяжущего.


25.
Антидот монооксида углерода как необходимый элемент аптечки автомобилиста

Б. А. Трофимов, Л. В. Байкалова, В. А. Баринов, Х. Х. Бабаниязов
Иркутский институт химии им. А. Е. Фаворского Сибирского отделения РАН,
ул. Фаворского, 1, Иркутск, 664033 (Россия), E-mail: ludabaik@irioch.irk.ru
Страницы: 863-866

Аннотация >>
Предложено комплексное соединение бис(1-винилимидазол)цинкдиацетат для использования в качестве профилактического и лечебного противогипоксического средства при отравлениях СО и другими продуктами, образующимися в результате неполного сгорания топлива в двигателе автомобиля. Разработан эффективный способ его получения, определена молекулярная структура. Установлено, что препарат, кроме всего, обладает антидотными свойствами.