Современное общество сталкивается с технократизацией и неспособностью человека осмыслить происходящее, сделать самостоятельный жизненный выбор. Преодоление этих и других негативных факторов возможно при новом отношении к образованию. Автор теоретически осмысливает новое предназначение образования.
А. Р. Валишин1, И. И. Валишина2 1 Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнева, xpom.rus@mail.ru 2 Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнева, xpom.rus@mail.ru
Страницы: 16-19
Возрастание знания науки предопределяет повышенный интерес к определению ее сущности, многообразным формам ее влияния на практику, к ее интеграции с образованием, управлением, материальным производством, властью.
Гносеологическая сущность моделирования представлена как определенная картина мира. Важное значение при рассмотрении познавательной сущности моделирования имеет категориальная сущность самого понятия «модель» и теоретическая платформа, в рамках которой проводится исследование.
Понятие «критическое мышление» - одно из основных понятий философии образования, оно является фундаментальной целью или базисным идеалом образования. Одной из наиболее значимых проблем исследования критического мышления является проблема его моделирования, Абдуктивный вывод - единственный вывод, который содержит нормативное измерение и порождающее измерение в то же самое время.
Рассматриваются методологические и практические аспекты потребности развития критических технологий для экономики и их взаимосвязи с наукой и образованием. Важность инновационных процессов, развития науки и наукоемких отраслей в современной экономике несомненна, что нашло отражение и в соответствующих законодательных актах, нормативных и регламентирующих документах.
Современные изменения в российском обществе актуализировали проблему активизации личности в осмыслении и гармонизации преобразований социальной реальности. Важную роль в историческом контексте приобретают развитие и обогащение эстетической культуры человека, его сознания.
В статье исследуется значение аксиологической функции для развития образования, ее место и роль среди других функций философии. Раскрыты основополагающие характеристики аксиологической функции.
Статья посвящена анализу роли исторической науки в процессе формирования исторического сознания как одного из первостепенных факторов современного образования. При изучении исторических свидетельств возникновения представлений о безопасности можно обнаружить идеи и концепции, созданные философами и политиками Древнего мира, в которых рассматривались те или иные аспекты безопасности человека, общества и государства.
В мировом научно-культурном наследии можно найти немало свидетельств, подтверждающих тот факт, что еще в эпоху древности самое пристальное внимание уделялось проблемам безопасности как отдельной личности, так и государства в целом. Проблема безопасности воспринималась уже тогда как одна из важнейших в любой социальной структуре.
Обсуждение проблем виртуализации ведется в рамках такого философского направления, как виртуалистика. Повышение исследовательского интереса к процессам виртуализации связано с появлением нового символического носителя (компьютера). Образовательные технологии эволюционируют в связи с развитием технологий коммуникации.
В статье предпринята попытка генетического анализа процесса формирования правовой системы общества. Рассматривается проблемная ситуация в отечественной юридической науке, связанная с изучением концептуальных основ и теоретико-методологических аспектов формирования правовой системы. Автором предложен новый методологический подход, позволяющий выразить внутреннюю логику самодетерминации правовой системы и ее системные признаки.
Развитие постиндустриального (информационного) общества определяет потребность изменения концепции развития системы образования. Автор анализирует понятие распределенного учреждения высшего образования, рассматривает юридические фонды его деятельности, соотнося их с практическими возможностями и формами деятельности распределенного учреждения высшего образования.
Показано, что происходящие в нашей стране перемены в политической правовой и социально-экономической жизни оказывают влияние на процесс формирования правовой социализации молодежи. Подчеркивается возрастающая роль института образования как фактора правовой социализации юного поколения.
Говоря о становлении правового сознания населения, автор имеет в виду именно те особенности трансформации, которые касаются в первую очередь традиций правосознания и характерных в переходный период явлений. Главная цель юридического сознания состоит в том, чтобы ввести справедливые отношения людей, спасти единство общества.
В статье анализируется проблема формирования новой модели образовательной сферы в современном информационном обществе. Показана необходимость адаптации университетов и других институтов высшего образования к более сложной окружающей действительности, поскольку требования к высшему образованию изменились до неузнаваемости.
В условиях инновационного управления образованием на уровне образовательного учреждения (ОУ) актуализировалась проблема низкого уровня мотивации педагогического коллектива к освоению инноваций и активному включению в инновационные процессы. Инструментом решения данной проблемы могут стать, по мнению автора, мотивационные технологии управления педагогическим коллективом в образовательном учреждении.
На современном этапе проблемы интеграции науки и образования приобретают существенное значение в условиях инновационного развития российского государства и общества, формирования единого образовательного пространства. В этом смысле особенно актуальным становится изучение исторического опыта интеграции государственно-правовой науки и образования.
Рассматривается процесс формирования правовой культуры педагогов дошкольного образования в современной России. Показаны существующие противоречия в юридической культуре дошкольного образования через анализ теории и практики.
В современных условиях становится все более очевидным тот факт, что Конституционный Суд Российской Федерации и его решения оказывают заметное влияние на все сферы общества, в том числе на систему образования. Решения Конституционного Суда Российской Федерации и дальнейшее их исполнение способны не только позитивно воздействовать на правовое регулирование этой важнейшей сферы общества, повышая ее качество, но и способствовать развитию правового, юридического образования.
В статье представлен информационный термодинамический метод интеллектуального контроля ресурсов. Предложена аналитическая формула для условной энтропии, что позволяет определять устойчивые тенденции образовательного развития системы. При использовании предложенного метода мы получили связи корреляции между плотностью интеллектуальных ресурсов и жизненным уровнем населения в районе Поволжья.
В. С. Сломский
Академия социальных наук, Международная академия наук по экологии и безопасности жизнедеятельности, Международная академия информационных технологий и Международная академия менеджмента, slomski@vizja.pl
Страницы: 121-129
Передача сообщения возможна лишь с использованием символов. При этом информация должна быть закодирована отправителем, то есть выражена с помощью символов (чаще всего языковых знаков), а затем расшифрована получателем.
Рассматриваются различные аспекты взаимосвязей физического воспитания, физической культуры и современного образования, подчеркивается роль спорта в формировании всесторонне развитой личности.
Возможность постановки вопроса об использовании семиотических методов в психологии обусловлена обозначившейся в науке тенденцией к междисциплинарным исследованиям и в целом - острой потребностью психологии в разработке новых диагностических методов.
Рассматривается влияние стресса на личную и профессиональную жизнь человека. Он снижает эффективность работы и способен привести к возникновению различных заболеваний и невротических процессов. Изучается проблема мотивации достижения и ее влияние на состояние стресса. Рассматриваются такие понятия, как "внешняя" и "внутренняя" мотивации.
Организуя учебный процесс, каждый педагог ищет свои приемы и средства. Формирования творческой и самобытной личности невозможно достичь, если использовать модель, базирующуюся на преподавании активным учителем пассивному ученику. Мы залог успеха видим в создании атмосферы сотрудничества, сотворчества между учителем и учениками, что способствует становлению творческой личности ученика.
В статье анализируются различные подходы к понятию понимания в психологии и формулируются определения понятий понимания и уровня понимания, которые могут быть использованы в педагогике и образовании. Приводится типология задач по преобладающему типу мышления и рассматривается диагностика уровней понимания, необходимых для решения задач из школьных учебников.
Рассматриваются проблема анализа и методов раскрытия влияния личных структур служащих организации на изменение частных и ограниченных способов деятельности. Среди качеств, необходимых любому сотруднику организации, выделяют три группы индивидуально-психологических и личностных характеристик, проявляющихся в организации и имеющих влияние на эффективность деятельности - знания, установки и поведение. Анализируются актуальный уровень знаний, обучаемость служащих.
Статья посвящена вопросам аксиологических оснований образовательного неравенства как системы проявления социального неравенства, выражающего социальное дифференцирование.
Исследуются определяющие черты и качества современного общества, которое трактуются автором как постсовременное общество. Сегодня практически любые размышления интеллектуалов, касающиеся сущностных характеристик, как правило, констатируют глубинную кризисность и незащищенность личности в условиях современного социума. Проблема исследования общества в контексте его воздействия на личность, безусловно, не является новой для философского дискурса.
Статья посвящена рассмотрению личных моральных качеств и их развитию через анализ влияния объективных и субъективных факторов. В настоящее время в духовной жизни российского общества все нагляднее проявляется такое явление, как индивидуализм, весьма распространены безответственность и цинизм. Главный акцент в статье сделан на ознакомление кадетов с идеей национальных государственных и духовных традиций армии.
В данной статье предпринимается попытка показать одну из сторон взаимосвязи социальных ожиданий субъекта социальной деятельности и соотношение рационального и иррационального в общественном сознании.
Одним из самых распространенных в психологии подходов к исследованию самосознания является подход с точки зрения системы представлений личности о себе. Наиболее разработанные в концептуальном плане подходы к исследованию самосознания условно можно дифференцировать с точки зрения двух аспектов. Первый раскрывает содержательный аспект самосознания, который наиболее ярко представлен в теориях самоидентичности и самоопределения. Второй рассматривает самосознание с точки зрения его структуры.
Работа по созданию диагностического инструментария обретает особый смысл, разворачиваясь в рамках концептуальных воззрений авторов и решая конкретную задачу. Цель работы - всестороннее исследование нарциссического феномена личности. В статье отражен один из аспектов нашей работы - конструирование авторского опросника, позволяющего эффективно измерять континуум переходных форм нарциссизма, который в пределе отражает «нарциссическое расстройство личности».
Современная духовная жизнь России характеризуется критическим переосмыслением ценностей, утвердившихся в прежние годы. Процессы, происходящие в образовании, оказывают существенное воздействие на духовное обновление общества (и наоборот); как результат, повышается статус образования как социального института и усиливается его влияние на духовную жизнь общества. Проблема образования в современных условиях - это не просто подготовка образованного специалиста, а создание человека духовного, гуманного, экологически ориентированного.
Предпринята попытка интерпретировать понятия «бытие» или «существование» от философского понимания до педагогического содержания. Ставилась цель - методологически обосновать возможность существования и проектирования со-бытийной общности семьи и образовательного учреждения. В связи с этим необходимо разобраться в толковании ряда терминов: «бытие», «со-бытие» и «со-бытийная общность».
Рассматриваются различные значения понятия «сети». Определяются основные свойства, предпосылки чистого формирования и чистых особенностей взаимодействия. «Чистое сотрудничество» социокультурных учреждений определено как ключевой пункт для формирования и развития образовательного пространства муниципального района. Cетевое взаимодействие социокультурных учреждений рассматривается как их совместная деятельность, обеспечивающая возможность обучающимся использовать в своей деятельности ресурсы нескольких (двух и более) образовательных учреждений.
Г. Г. Куликова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский филиал Современной гуманитарной академии, sga_nsk_gg@mail.ru
Страницы: 234-239
Личные моральные качества и особенности их оптимизации рассматриваются через анализ влияния объективных и субъективных факторов. Особое внимание уделяется ознакомлению кадетов с национальными, государственными и духовными традициями армии.
Этническое самосознание является, по мнению автора, ключевым компонентом духовной жизни, поскольку, не выработав этническое самосознание, личность выпадает из участия в процессах этнической духовной жизни и занимает пограничную этнокультурную позицию, приобретая тем самым маргинальный статус.
Т. Е. Солодова
Волгоградский государственный университет, Волжский филиал Международного юридического института при Министерстве юстиции РФ, staisiya@mail.ru
Страницы: 245-251
Современное образование нуждается в разработке новой методологии, в центре внимания которой находится человек. В статье рассматриваются принципы гуманизации образования, которые должны быть адекватными для современной ситуации, сформулированы и проанализированы условия и тенденции развития образования, которое автор рассматривает как важный компонент культуры.
Атмосфера системного кризиса, в которой российское общество оказалось на рубеже 1990-х гг., явилась причиной роста как общего уровня преступности в стране, так и детских и молодежных правонарушений. Рассматриваются возможности для профилактики молодежной преступности в системе российского образования.
Обсуждаются методологические принципы философского подхода к детству, онтологические основания этого феномена. Анализируются особенности взаимодействия ребенка и взрослого.
Вопрос обеспечения кадрами национальных школ в Енисейской губернии остро стоял в 1920-х гг. Глобальные преобразования в сфере сибирской экономики требовали огромного количества грамотных людей, специалистов в разных отраслях сельского хозяйства и промышленности. Успешному становлению национальной школы мешало отсутствие квалифицированных педагогов, владеющих разговорным и литературным языком. Эти проблемы так и не были решены вплоть до конца 1930-х гг., когда национальная школа была ликвидирована.
На этапе возникновения интеллектуально-информационной цивилизации XXI в. необходимы новые подходы к формированию духовных ценностей у учащихся. Значимое место в системе духовных ценностей занимают ценности эстетические. Автор показывает роль книги в процессе эстетического образования. Книга рассматривается с позиции структурно-функционального подхода.
Соматическое воспитание - область целенаправленной педагогической деятельности, направленная не только на сохранение, но и на формирование и укрепление здоровья, позитивную мотивацию к здоровому образу жизни. Показано, что без изменения сознания и мотивации социальных моделей поведения человека невозможно преодолеть влияние негативных воздействий и улучшить качественные и количественные характеристики жизни.
По мнению автора, многие исследователи пытаются свести сложности в познании игры к проблемам рефлексии, что не совсем верно. Трудности гносеологического уровня кроются в многомерности самого объекта познания - игры.
С. Ф. Сергеев
Санкт-Петербургский государственный университет, ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», ssfpost@mail.ru; okr@aequipment.ru
Страницы: 286-294
В статье исследуется влияние идей конструктивизма на содержание понятия «знания». Конструктивизм отражает определенную систему взглядов на процессы познания в самоорганизующихся системах, к которым относятся человек и общество. Появление новых свойств в понятии приводит к изменению парадигмы образования.
Рассматриваются современные подходы к стимулированию инновационной деятельности и активности персонала. Специальное внимание обращено на потребность формирования интеллектуального потенциала трудовых ресурсов (персонала), который зависит от адекватного трудового вознаграждения персонала, образования, квалификации и творческого вклада. Эти факторы позволяют проектировать условия, которые могут способствовать развитию персонала.
Рассматривается роль методологических традиций в экономике, обусловливающих содержание образовательного процесса экономических дисциплин. Анализ осуществляется на примере философско-методологического анализа категории стоимости.
Е. А. Бодрякова
Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия, nefertiti9@yandex.ru
Страницы: 305-310
Статья посвящена рассмотрению вопроса интеграции современного экономического знания. Показана важность междисциплинарного знания и его специальной роли в экономическом знании. Исследуются противоречия определений философских и экономических понятий качества и концептуально новая модель знания экономики. Показана теоретическая и практическая ценность использования философской модели знания в экономике.
Статьи
1 - 50 из 59
Начало | Пред. |
12
|
След. |
Конец
| Все