М. А. Лукомская
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» lukomskaya_85@mail.ru
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, внутренний и внешний уровни взаимодействия, виды структур сетевого взаимодействия
Страницы: 11-16
Целью данной статьи является анализ уровней сетевого взаимодействия в сфере образования. Основное внимание уделяется проблемам осмысления внутреннего уровня сетевого взаимодействия. Предложено авторское определение сетевого взаимодействия, охарактеризованы уровни этого взаимодействия в образовании.
И. А. Вальдман, Т. В. Каукенова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» veritasnostra@mail.ru, tkaukenova@yandex.ru
Ключевые слова: сетевые структуры, сетевое общество, образование, социальный капитал, символический капитал, символическая власть
Страницы: 16-22
Социальный капитал как ключевая характеристика содержательного поля сетевых структур все чаще определяется в качестве одного из базовых ресурсов, определяющих возможности и положение индивидов в современном обществе. В настоящей статье рассмотрена роль образования в формировании и функционировании социального капитала, представлен обзор эволюции данного понятия. Для выявления базовых корреляций авторами используются концепты символического капитала и символической власти П. Бурдье. Образование рассматривается, с одной стороны, как фактор роста символической власти для индивида, а с другой - как фактор формирования сетевых структур, нередко выступающих в качестве агентов символической власти.
В статье рассматривается роль социальных сетей в системе высшего образования России в связи с вхождением в единое мировое образовательное пространство. Описывается современное состояние зарубежных исследований социальных сетей. Раскрывается межкультурный аспект исследования социальных сетей. Предлагается определение понятия межкультурной социальной сети и перспективы построения ее конструкта. Особое внимание уделяется ресурсному потенциалу межкультурных социальных сетей в системе повышения квалификации на примере Президентской программы.
В. В. Дегтярева
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» dvv8@mail.ru
Ключевые слова: социальные сети, образовательный потенциал, механизмы действия социальных сетей
Страницы: 30-35
Статья посвящена актуальным вопросам исследования потенциала социальных сетей, их ресурсов и опасностей для развития человека. Социальные сети осмысливаются как механизм социального взаимодействия, адекватный современному социокультурному развитию. Описывая потенциал социальных сетей, автор рассматривает образовательный контекст действия сети.
В статье представлен анализ проблемы толерантного отношения к русскоязычным мигрантам в контексте активно развивающегося социально-сетевого аспекта исследований. Выявлены причины, обуславливающие формирование негативных социально-сетевых представлений о русскоязычных мигрантах. Предложены пути модернизации образовательных программ при подготовке специалистов социально-гуманитарного профиля, отвечающие интересам оптимизации отношений в системе «русскоязычные мигранты - принимающее российское общество».
Е. А. Шенцева
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» leashe@land.ru
Ключевые слова: человек, текст, феномен художественной активности, сетевое общество, сеть взаимодействий, сетевая структура, сетевая теория
Страницы: 42-49
Цель исследования состоит в поиске и обосновании методологии, в рамках которой феномен художественной активности может получить дескрипцию, наиболее адекватную представлениям о современном обществе как сетевом. В статье дано описание сетевых эффектов художественной активности как феномена, специфицирующего сеть взаимодействий Человек - Текст; выявлены основания для новой интерпретации сетевой структуры и обозначен ее эпистемологический потенциал.
В статье ставится проблема понимания информационной безопасности в связи с развитием сетевых коммуникаций. Излагается видение основных групп угроз, которые исходят от сетевого коммуникативного пространства. С точки зрения автора, наличие компетенции, связанной с ориентацией в сети, является одной из важнейших сторон обеспечения информационной безопасности. Такого рода компетенция обеспечивает социологическое образование.
В. И. Игнатьев, С. А. Кузин
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» ignat@fgo.nstu.ru, ufosirius@mail.ru
Ключевые слова: социальная реальность, институт высшего образования, виртуальные модели реформирования института образования, «разлом» социального пространства
Страницы: 57-65
Проводится критический анализ экономцентричного подхода к функ-циям высшего образования. Предлагается интерпретировать современное состояние управленческих решений реформирования высшего образования в России как основанных на доминировании виртуальной модели института образования. Показаны следствия пространственного «разлома» социального пространства в эпоху тотальной информатизации, состоящие в расщеплении структур социальных практик на области виртуального и актуального социального действия.
Целью данной статьи является постановка вопроса о теоретической составляющей актуальных проблем, вставших перед современным российским образованием в связи с его переходом на новые принципы Болонской программы.
Анализируется ряд как современных, так и ставших уже классическими работ, характеризующих место и роль ментальных оснований современного российского образования, с целью выявления актуальности данной тематики в рамках философии образования.
А. Н. Степанова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» alest_star@ngs.ru
Ключевые слова: открытая школа, мировая информационная сеть, мультимедийные пособия, образовательные сайты, виртуальные университеты, индивидуализация обучения
Страницы: 71-77
Современный период развития системы образования характеризуется его компьютеризацией. Процесс становления новой системы образования сопровождается внесением корректив в содержание традиционных технологий обучения. Существуют трудности во внедрении компьютерных технологий в образовательный процесс. Предлагаются возможные способы формирования перспективной системы образования.
Ю. В. Бельская
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» belska@fgo.nstu.ru
Ключевые слова: экономическая теория, экономическое поведение, модель человека, экономический субъект, экономическое образование
Страницы: 77-82
В статье обосновывается тезис о том, что изучение эволюции экономических учений должно основываться на анализе того, как трансформировались базовые понятия, представляющие собой предельные, философские основания организации знаний об экономической жизни общества. Ключевым из них является гипотеза о поведении человека. Для экономической теории как обобщенного отражения многообразных явлений хозяйственной жизни общества модель человека представляет собой некий набор предпосылок, предположений в отношении его поведения. Модель человека в экономике - это инструмент анализа, некая аналитическая схема, сложившаяся на определенных исследовательских конвенциях и позволяющая судить о соответствующей научно-исследовательской программе. Результатами предпринятого в статье анализа являются выделенные характеристики модели человека в современной экономической теории, а также рекомендации по совершенствованию учебных планов подготовки экономистов в сфере высшего образования.
В статье рассматривается феноменологический подход к исследованию явлений культуры. Указывается, что цель интерпретации произведения культуры - возрождение в собственной деятельности изначальной духовной активности, благодаря которой было создано соответствующее произведение и которая оказалась сокрытой в результате отложения (седиментации) и наслаивания смыслов, приписываемых произведению каждым последующим поколением. Цель образования тогда - воспроизводство не смысла произведения, а способности производства смыслов.
В статье рассматривается реализация возможности саморазвития человека не просто как одна из важнейших задач образования, но и как проблема формирования философского мышления, единственно способного целенаправленно и осознанно формировать систему наиболее общих принципов, определяющих стратегию человеческой жизни.
В статье затрагиваются вопросы коммуникации в системе высшего образования в условиях ее реформирования. Автор рассматривает проблемы коммуникации и псевдокоммуникации в образовательном дискурсе в процессе применения инновационных методов обучения.
Е. А. Мазная
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» elena990@ngs.ru
Ключевые слова: категория «существование», инновационная деятельность, либерализм, отношение человека к миру
Страницы: 103-108
В статье утверждается, что существование человека в мире актуализируется в аспекте инновационной деятельности субъекта. Свобода от догматизма авторитета предполагает наличие диалога, в чем может существовать и демонстрировать себя свобода как позитивная деятельность субъекта. Диалог выявляет субъективную природу, особенности авторской семантики деятельности человека.
В статье анализируется психосоциальное самочувствие преподавателей технического университета; в качестве критериев были выбраны следующие факторы: удовлетворенность профессиональной деятельностью, социальным статусом, готовность к саморазвитию и профессиональное выгорание.
Г. Б. Паршукова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» gb@edu.nstu.ru
Ключевые слова: высшее образование, реклама, связь с общественностью, обучение, знания, профессиональная картина мира, социальные функции образования
Страницы: 115-120
И. Ю. Чуркин, Н. А. Чуркина
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» xeh@ngs.ru, NB1468@ngs.ru
Ключевые слова: Болонская декларация, компетентностный подход, компетентность, образование, знания, умения, навыки, структура компетенций, функции компетенций
Страницы: 121-127
Целью статьи является постановка вопроса о компетентностном подходе в рамках образовательного процесса, а также изучение ряда важных проблем, поставленных перед российским образованием в связи с его включением в Болонский процесс. Данная работа представляет собой анализ как российских, так и зарубежных источников, характеризующих место и роль компетентностного подхода в современном российском образовании. Вклад автора заключается в анализе ряда научных источников с целью выявления актуальности данной тематики в рамках философии образования.
В статье обсуждается проблема внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс, с которой уже столкнулись или столкнутся российские университеты. Подчеркивается, что данный процесс, как и большинство инноваций, имеет и положительные, и отрицательные стороны. Предлагается возможный алгоритм перехода к новой модели подготовки специалистов, апробированный в Новосибирском государственном техническом университете. Основной принцип предлагаемого алгоритма - профессиональный анализ контекста с подключением экспертов.
В статье обсуждается проблема карьерных компетенций выпускников вузов в связи с требованиями современного рынка труда к личности молодого специалиста. Приводится классификация компетенций, которыми выпускник в различной степени должен обладать по завершению процесса обучения в вузе, чтобы успешно овладевать навыками в процессе профессиональной деятельности и выстраивать свою карьерную лестницу.
В условиях усиления профессионального сотрудничества, в том числе и международного, обсуждение вопросов формирования интерактивной компетенции как готовности к эффективному взаимодействию становится все более актуальным. В статье обсуждаются особенности и основные формы в понимании интерактивной компетенции как неотъемлемой составляющей профессиональной культуры современного специалиста. Автором представлены некоторые результаты исследования сформированности интерактивной компетенции студентов технических специальностей, рассматривается возможность ее формирования в образовательном процессе.
Э. А. Шачинова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», Ellya5@yandex.ru
Ключевые слова: специалист по социальной работе, профессиональные компетенции, компетентность, непрерывное образование, профессиональная деятельность, уровень профессионализма
Страницы: 147-153
Целью данной статьи является рассмотрение проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов социальной работы и факторов ее наиболее эффективного и полноценного развития в непрерывном образовательном процессе. Приводятся результаты исследования уровня компетентностной подготовки специалистов 20 районов Новосибирской области. Отмечается, что непрерывное образование в области социальной работы является одним из важнейших условий формирования новой для нашей страны профессии и ее дальнейшей институционализации в обществе.
В статье анализируется история компетентностного подхода с позиции изменения целеполагания образовательного процесса. Рассуждая с позиции теории цивилизационного вызова, автор рассматривает этапы становления компетентностного подхода в образовании, характеризует возможные варианты его реализации в российском образовательном пространстве.
В статье анализируется возможность применения инновационной образовательной технологии критического мышления для формирования основных компетентностей будущего специалиста в высшей школе. Отмечается, что традиционные подходы к организации учебного процесса малопродуктивны в современных условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты, не формируют у студентов способность критически мыслить и не развивают в полной мере их творческий потенциал. Автором рассматриваются перспективы применения активных форм и методов обучения в вузе, способствующих формированию основных компетентностей учащихся.
В статье рассматриваются тенденции развития высшего профессионального образования на современном этапе. Обосновывается необходимость внедрения компетентностного подхода в систему подготовки специалистов. Описываются педагогические условия его реализации, такие как личностно-ориентированное обучение, субъект-субъектные отношения преподавателей и обучаемых, рефлексивный характер целеполагания, модульный принцип построения учебных программ, акцент на самостоятельную познавательную учебную деятельность. Подчеркивается особая необходимость формирования компетенции саморазвития и самообразования с целью поддержания и дальнейшего развития профессиональных компетенций.
Статья обращена к анализу характера взаимоотношений современного читателя с литературой, проблемам понимания и чтения, свидетельствующих о нарастающем кризисе читательской культуры. Автор связывает причины снижения роли и качества чтения, редуцирования значения литературы в культурном пространстве современности с процессом усиления чувства презентизма, влекущим за собой радикальный ценностный релятивизм. Одновременно с констатацией нарастающего системного кризиса читательской культуры автор раскрывает потенциал медиакультуры, ее творческие ресурсы, в недрах которой формируются парадоксальные стратегии чтения и понимания.
А. В. Тараканов
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», avtar_76@mail.ru
Ключевые слова: ценности, смысловые ориентации, креативность, профессиональная направленность, профессиональное развитие личности
Страницы: 178-183
В статье рассмотрены актуальные вопросы личностного роста студентов, получающих высшее психологическое образование. Развивая идеи А. К. Марковой, Е. А. Климова, автор приходит к выводу, что определенные компоненты личностной сферы (в частности, ценностно-смысловые ориентации и креативность), с одной стороны, оказывают влияние на профессиональное становление психолога, а с другой - сами подвержены изменению в процессе профессионального обучения и становления. Приводятся данные эмпирического исследования, подтверждающие разрабатываемые в статье теоретические положения. Анализ результатов выполнен с применением методов математической статистики.
И. А. Скалабан
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» skalaban@ngs.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетенции, социальные компетенции, общественное и социальное участие, методы оценки компетенций
Страницы: 184-192
Цель статьи - изучить социальное участие студентов как составную часть социальных компетенций выпускника и, одновременно, метод их формирования. Рассматриваются сущность и типы социальных компетенций, вскрываются проблемы их освоения в условиях традиционной системы образования. На основе результатов собственных исследований актуальности социальных компетенций и анализа теоретических моделей автор доказывает перспективность использования социального участия студентов для формирования социальных компетенций в вузе. Предлагаются формы реализации и методы оценки социальных компетенций, формируемых методом социального участия.
В статье рассматривается проблема изучения профессиональной компетентности специалиста в условиях модернизации системы образования. Профессиональная компетентность специалиста-филолога может быть представлена как структура, состоящая из определенного количества уровней. Данная структура представляет собой систему профессиональных готовностей и является основой для построения модели профессиональной компетентности.
В статье рассматривается проблема формирования текстовой компетенции носителя языка (в данном случае - студента вуза), понимаемая в рамках антропоцентрического подхода, то есть в контексте философии образования. Антропоцентрический подход связан с индивидуальной интерпретацией лексики, способностью воспринимать новые понятия, опираясь на возможности сформированного персонального, личностного языкового сознания, предопределенного сложившейся персональной картиной мира.
Целью настоящей статьи является исследование роли образования в социальной адаптации молодежи. Образование рассматривается как ресурс социальной адаптации молодежи, а знания, в свою очередь - как метасредство. Выделяются особенности естественного и организованного образования молодежи в контексте социальной адаптации. Анализируется противостояние традиционной и нетрадиционной систем образования. Автор предлагает использовать нормативно-интерпретативный подход на основе общенаучного принципа дополнительности
В статье представлен анализ научной литературы об особенностях развития идентичности личности и смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. Подчеркивается актуальность проблемы обретения идентичности и поиска смысла жизни в процессе получения студентами высшего профессионального образования. Представлены результаты эмпирического исследования смыслопоисковой активности студентов младших и старших курсов гуманитарного факультета.
О. А. Серебрянникова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» stwork@ngs.ru
Ключевые слова: поколение, ценностные ориентации, молодежь, преемственность поколений, система высшего образования
Страницы: 216-221
В статье предпринят анализ процесса формирования ценностных ориентаций современной студенческой молодежи с позиции поколенного подхода. Его применение позволяет выявить основания сформировавшихся ценностных ориентаций поколения молодежи, проследить трансформации механизма преемственности. Описан спектр ценностных ориентаций, присущих современному поколению студенческой молодежи. Высказываются предложения по использованию результатов анализа динамики ценностных ориентаций поколения студенческой молодежи в процессе реформирования системы высшего профессионального образования.
В статье поднимается проблема электоральной пассивности современной российской молодежи. Дан анализ конформистского и нонконформистского поведения студентов. Раскрыты некоторые особенности включения молодежи в процесс формирования общественного мнения по актуальным социально-политическим вопросам.
Е. С. Быкова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» zhenyabykova@mail.ru
Ключевые слова: инновация, инновационная личность, мотивация, профессиональное обучение
Страницы: 226-231
В статье представлен анализ литературных данных по изучению структуры инновационной личности. С учетом выявленных теоретических аспектов выполнено эмпирическое исследование, касающееся инновационности. Определены факторы развития инновационной личности в высшей школе, которые могут быть учтены в образовательном процессе вуза. Представлены результаты пилотажного эксперимента по развитию инновационности.
В статье представлены результаты исследования факторов, определяющих моральный выбор. На выборке студентов заочной и очной форм обучения показано, что выбор в ситуации моральной дилеммы зависит от ценностных ориентаций, принятия/непринятия неопределенности (толерантности к неопределенности) и фактора пола.
В современной высшей школе осуществляется масштабный переход к новой образовательной парадигме. В связи с этим остается во многом не проясненным значение роли преподавателя в образовательном процессе, возникает необходимость сравнения современных и традиционных смысловых и функциональных наполнений образа преподавателя высшей школы. Статья посвящена рассмотрению соотношения образа преподавателя как организатора интеллектуальной макросреды, тьютора, оператора образовательного процесса, репродуктора знания и транслятора информации. Подробно рассматривается проблема личности как основы современной образовательной парадигмы.
В статье проводится анализ ценностно-ориентационной деятельности как важнейшего фактора формирования ценностной системы личности. Предпринимается попытка исследовать механизмы, влияющие на формирование ценностной структуры личности и регулирующие мотивацию личности и ее поведение в социуме.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы, опираясь на некоторые современные представления о возникновении, динамике и итогах адаптации личности в социуме, определить основные механизмы и проблемы адаптации студентов к среде высшей школы. Главной темой статьи является осмысление адаптации как динамичного явления, построенного на основе закономерностей процесса и требующего детального анализа. В статье исследуются проблемы формирования студенческого коллектива, воспитания специалистов, востребованных обществом, создания адаптивного пространства вуза.
В данном исследовании феномен «толерантность» рассматривается в контексте типологического подхода во взаимосвязи со стилями мышления (по типологии А. Харрисона и Р. Брэмсона) и характеристиками психологических типов (по теории К. Г. Юнга). Автором выявлены значимые взаимосвязи толерантности с типологическими характеристиками личности у студентов вуза, анализируются отличительные особенности когнитивной, ценностно-мотивационной и поведенческой сферы толерантных студентов в каждой из исследуемых типологических групп.
В статье рассматривается институт профессионального образования человека с ограниченными возможностями здоровья, способствующий успешной адаптации такого человека.
В статье представлен анализ философских и социально-психологических подходов рассмотрения сущности понятий «субъект», «субъектность» и «субъектная позиция» личности; определен компонентный состав субъектной позиции. Рассмотрена сущность волонтерской деятельности и определен ее потенциал в актуализации субъектной позиции человека.
И. А. Вальдман, М. А. Куратченко
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университете» veritasnostra@mail.ru, mkuratchenko@gmail.com
Ключевые слова: модернизация, сетевые структуры, идентичность, система образования, социальные элиты, трансформация традиционной культуры
Страницы: 271-278
Достижения современного китайского общества на протяжении последних десятилетий в различных сферах ряд исследователей связывает со специфическим сочетанием традиционных и современных компонентов в системе социальной деятельности, присущей данному социуму. В данной статье рассматриваются социокультурные особенности процессов производства и воспроизводства знания в трансформирующемся китайском обществе. В центре внимания находится взаимосвязь образования с социально-управленческой спецификой осуществления модернизации и сетевым контекстом инноваций в Китае.
Усовершенствование методической системы в русле принципа овладения иностранным языком в неразрывном единстве с освоением иноязычной культуры приобретает статус стратегической задачи. Поскольку культуру в целом изучает наука культурология, то для системы обучения русскому языку как иностранному в настоящее время важное значение имеет использование лингвокультурологического подхода, благодаря которому в процессе обучения устанавливается тесная взаимосвязь между языком и культурой.
А. Х. Тикуев
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университете» heilong85@mail.ru
Ключевые слова: образ Китая, исторические модели восприятия, идентичность, образовательные стратегии, межкультурный диалог
Страницы: 281-289
В статье фокусируется внимание на необходимости направленного создания образа Китая у студентов-востоковедов с целью формирования у них коммуникативных компетенций, необходимых для ведения межкультурного диалога. Показано, что в основе современных представлений о Китае лежит противоречивый образ этой страны, который складывался в ходе длительного исторического периода. Раскрывается значение восприятия Китая в формировании образа России как национального государства.
А. В. Мирча
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университете» segun_83@mail.ru
Ключевые слова: мужской и женский стили речи, гендерный дискурс, гендерные отношения, гендерная идентичность
Страницы: 289-294
В статье описано содержание спецкурса, разработанного специально для студентов - востоковедов. Поставлен вопрос о гендерных особенностях языка и речи, внешних и внутренних факторах трансформации стилей мужской и женской речи, влиянии социокультурных трансформаций в отношениях полов на изменение речевых стилей и значение этих изменений в формировании гендерной идентичности. Показано значение дискурсивного подхода для анализа современных речевых практик.
С. С. Колышкина
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университете» moir@fgo.nstu.ru
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, японский язык, профессиональные компетенции, интенсификация процесса профессиональной подготовки
Страницы: 295-302
Для успешного формирования у студентов вузов профессиональных компетенций в сфере обучения иностранным языкам требуется максимально использовать не только традиционные методы обучения, но и возможности современных информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют интенсифицировать процесс профессиональной подготовки студентов. В статье будет рассмотрено место, которое должно занять использование современных информационно-коммуникационных технологий среди методов обучения японскому языку студентов специальности «Регионоведение».
Целью настоящей статьи является анализ проблем социокультурной адаптации иностранных студентов в иноэтничной среде. Система образования рассматривается здесь как среда и ресурс сопровождения процессов социокультурной адаптации. Описываются выявленные в ходе исследования барьеры социокультурной адаптации (на примере иностранных студентов НГТУ). Анализируется сложившееся противоречие в понимании процесса сопровождения социокультурной адаптации иностранных студентов как лишь только административного ресурса или как «простое» налаживание межличностных отношений.
О. В. Зиневич, Е. А. Рузанкина
Новосибирский государственный технический университет ozinevich@ngs.ru, zinevich@fgo.nstu.ru ozinevich@gmal.com, lizaruz@yandex.ru
Ключевые слова: регионоведение, региональные исследования, междисциплинарность, научная дисциплина, образовательная программа
Страницы: 307-315
Статья посвящена вопросам становления российского регионоведения как учебной образовательной программы и научной дисциплины. Рассматриваются проблемы конструирования регионоведения в качестве самостоятельной области научного исследования на основе географических, социально-экономических, политических и гуманитарных наук. Показано значение исторической науки в процессе конструирования предмета регионоведения.
О. В. Дубкова
Новосибирский государственный технический университет linuan12@mail.ru
Ключевые слова: перевод, билингвизм, когнитивный опыт, языковая компетенция, национально-культурный компонент
Страницы: 315-320
Новейшие разработки в области психолингвистики и когнитологии позволяют по-новому подходить к процессу формирования языковой компетенции специалиста-билингва. Одной из важнейших составляющих речевой деятельности является переводческая, которая, по мнению автора, позволяет формировать новые когнитивные структуры, отражающие системные связи на лексическом, грамматическом и, самое главное, на национально-культурном уровне. Именно переводческая деятельность не только дает возможность выявлять изучающему иностранный язык новые элементы когнитивного опыта, но и устанавливать как внутриязыковые, так и межъязыковые системные связи, которые должны стать основой языковой компетенции специалиста.