Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.117.183.150
    [SESS_TIME] => 1713504455
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 1b5db585da95ed402f03748b7c1f2ad9
    [UNIQUE_KEY] => 978bc120f2ba20d101555321095658ca
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 2

Зависимость проблематики педагогики как науки от социокультурных реалий современной России

Т.А. Арташкина
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, остров Русский, поселок Аякс, 10, кампус ДВФУ, корпус F (26)
artash@mail.primorye.ru
Ключевые слова: кризис педагогики, педагогика как наука, объект педагогики, предмет педагогики, образование, феномен образования, концепт, дифференциация и интеграция научного знания, интегративная наука об образовании
Страницы: 5-20

Аннотация

Единство традиций и обновления - универсальная характеристика любой культуры. Однако в ходе стремительных преобразований российского общества и экономики в начале 1990-х гг. между социальными слоями и стратами были разорваны коммуникации. Система образования, будучи консервативной составляющей института образования, оказалась той скрепой, которая обеспечивала коммуникации не только между различными социальными слоями и стратами, но и существующими и вновь возникшими культурными ареалами. Резкая смена политической ситуации в стране и быстрый переход к рыночным отношениям в экономике болезненно сказались на самой образовательной системе и педагогических отраслях знания: пришел в полный упадок традиционный органон педагогического знания. Кризисное состояние отечественной образовательной системы и собственной отрасли знания видели и сами педагоги. За прошедшие годы в педагогической теории и экспериментальной педагогике было сделано немало, но проблема определения предметного поля педагогики как науки остается не решенной до сих пор. Автор считает, что существуют два магистральных направления решения этой проблемы: сводимость предлагаемых определений и экспликаций к определению педагогики, традиционной для советского периода и неограниченное расширение объекта и предмета современной педагогики. Автор отмечает, что в последние годы родилась традиция эксплицировать смыслы образования. В этом случае невозможно выявить операцию абстрагирования, однако анализ исследователей активно направлен на определение смысла феномена образования («смысла вещей»). На основе логического анализа автор делает вывод, что логическим статусом понятия «образование» служит концепт. Логический статус концепта уже сам по себе обладает интегративными свойствами. Это означает, что концепт «образование» объединяет в междисциплинарный комплекс науки, традиционно относящиеся к разным отраслям научного знания. Закрепление за этим междисциплинарным комплексом имени (названия) «педагогика» является неправомерным, поскольку оно не перекрывает все объектно-предметное поле такого междисциплинарного комплекса. Автор утверждает, что формирующаяся наука об образовании имеет гораздо более сложную структурную организацию, чем простая ее дисциплинарная организация. При этом объект интегративной науки об образовании остается единым - это феномен образования. Но логический статус концепта для понятия «образование» требует дополнительной экспликации этого объекта, а значит, и его дифференциации и более точного определения предмета при переходе к каждой конкретной отрасли педагогического знания.