Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.210.107.64
    [SESS_TIME] => 1711648408
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 4589aa91f8b734ec881af7c72ce4aab6
    [UNIQUE_KEY] => 41800396da9d63bd0f1efe497a881e54
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 2

Методологические принципы изучения культуры питания

М.В. Гавриленко
Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, 630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2
maria791@ngs.ru
Ключевые слова: культура питания, локальные варианты, этнографическая группа, традиционная пища, модель питания
Страницы: 247-253

Аннотация

В статье рассматриваются методологические принципы исследования культуры питания как совокупности локальных вариантов в динамике преобразований, связанных с изменениями в общественном и домашнем быте и этнокультурными взаимодействиями. Научные дискуссии, затрагивающие различные аспекты культуры питания - это результат все более возрастающего общественного интереса к этой теме. Различные этнические культуры целесообразно рассматривать в исторической динамике. Говоря о культуре питания определенной этнографической группы, нельзя не затронуть вопросы адаптации и основные составляющие традиционных систем питания. Традиционные системы питания постепенно исчезают. Вместе с тем экологическое поведение этноса по-прежнему во многом связано с его пищевыми традициями и определяется его экономической и культурной деятельностью. Таким образом, пища и культура питания изучаются с разных точек зрения: исторической, социологической, психоаналитической, этнографической. Питание является частью культуры жизнеобеспечения. Оно одновременно и элемент природы, и продукт социальной деятельности. Особенности питания влияют на биологическую специфику человека. Выработка приемов получения, хранения, приготовления и употребления пищи - процесс, происходящий в сфере материальной культуры, но структура и характер трапезы не могут быть поняты вне мировоззренческого контекста и духовной культуры в целом. Под культурой питания мы понимаем употребление продуктов питания (добывание, приготовление) в соответствии с предписаниями, запретами и нормами, которые определяются спецификой жизнедеятельности этноса. Региональный подход позволяет выделить локальные общности культуры (локальные варианты) и культурные комплексы. В рамках исследования культуры питания используются также методические приемы полевой этнографии: как метод непосредственного наблюдения; сравнительно-лингвистический метод, позволяющий выявить характерные черты лексической группы «пища» у определенных этнических групп. Лингвистические данные позволяют подтвердить устойчивость или изменчивость культуры питания локальных групп к различного рода культурным влияниям и инновациям. Важен и сравнительно-исторический метод, который дает возможность проследить трансформации локальных вариантов питания, выявить общее и особенное в питании этнографических групп. Изучение традиционной пищи как одного из самых консервативных элементов культуры позволяет реконструировать и возродить некоторые традиции питания, дает возможность провести широкие исторические сравнения и прийти к определенным выводам относительно общих и специфических элементов в системе питания народа.