Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.191.211.66
    [SESS_TIME] => 1713485455
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 7f8d291cd0a7d23ee1a5d91340b96db7
    [UNIQUE_KEY] => 76d4b58a03599daf92e8921a1c671669
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 3

Опыт вузов США: финансовая помощь студентам через программы предоставления грантов и займов

В.Г. Шишикин
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, пр. К. Маркса, 20
wital_sh@mail.ru
Ключевые слова: США, высшее образование, вузы, гранты, займы, федеральный центр, штаты
Страницы: 227-237

Аннотация

В статье исследуется специфика современных программ финансового содействия студентам в американских вузах. Заложенная в основу развития высшей школы Соединенных Штатов Америки система рыночных отношений, участие в ее деятельности представителей власти разного уровня, а также частных лиц и компаний является важной составляющей для формирования разнообразных программ финансовой помощи. Автор выделяет наиболее важные источники поддержки учащихся, где ведущая роль принадлежит федеральному центру, осуществляющему взаимодействие с властями штатов, местностей, отдельными учебными заведениями, независимыми лицами и организациями. Сотрудничество носит комплексный и многоканальный характер и помогает сформировать гибкие механизмы предоставления студентам материальной помощи в виде грантов и займов. Постоянное увеличение объема финансовой поддержки и многообразие форм материального содействия позволяют студентам и их родителям выбирать наиболее актуальные программы помощи, среди которых важную роль играют «Гранты Пелла» и «Дополнительные образовательные гранты». Эти средства выделяются на безвозмездной основе, но их недостаточно, чтобы компенсировать ежегодно растущие текущие затраты на обучение в колледжах и университетах. Программы предоставления грантов служат в первую очередь базой для финансовой поддержки студентов из малообеспеченных семей. Помощь предоставляется специализированным группам учащихся, например тем, кто изучает точные и естественные науки, а также представителям национальных меньшинств страны и людям с ограниченными возможностями. Программы займов обеспечиваются не только бюджетными, но и внебюджетными источниками за счет сотрудничества властей и вузов со сторонними организациями, которые заинтересованы в развитии связей с высшей школой. Объемы финансовой поддержки предоставления «Федеральных семейных образовательных займов», «Федеральных прямых студенческих займов Вильяма Д. Форда», «Займов Перкинса» и «Плюс займов» превосходят программы грантов и обеспечивают студентам возможность компенсации расходов не только на обучение, но и на сопутствующие нужды. Федеральный центр, не вмешиваясь напрямую во взаимоотношения заемщиков и кредиторов, играет роль арбитра и гаранта выполнения сторонами взятых на себя обязательств. Основным отличием программ студенческих займов является необходимость их погашения заемщиком по процентной ставке ниже рыночной. Делегирование части полномочий со стороны властей частным организациям закрепляет рыночный, демократичный характер системы финансового содействия и обеспечивает ее устойчивость. Основной целью является повышение доступности высшего образования в США и развитие его эгалитарных начал.