О некоторых аспектах высшего образования людей с ограниченными возможностями на примере Японии
С.С. Колышкина
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, пр. К. Маркса, 20 kolyshkinasvetlana@hotmail.com
Ключевые слова: педагогика, инклюзивное образование, высшее образование в Японии
Страницы: 237-248
Аннотация
Япония является одной из ведущих стран в сфере внедрения инклюзивного образования на всех этапах обучения, начиная с начальной школы и заканчивая высшим и средним специальным образованием. В сфере образования для людей с ограниченными способностями Япония в краткие сроки прошла путь от дискриминации инвалидов и полного устранения их из жизни общины до создания максимально благоприятных условий жизни. Одним из значительных толчков в этом направлении для Японии послужила Конвенция о правах инвалидов, после присоединения к которой в Японии начала формироваться законодательная база для создания безбарьерной среды, системы инклюзивного образования на всех этапах, специальных программ поддержки и патронажа. Для координации действий по распространению инклюзивного обучения в Японии был создан Национальный центр поддержки инвалидов, Японская организация поддержки студентов и др. На текущий момент можно говорить о несомненном успехе Японии, достигнутом в области получения высшего образования людьми с ограниченными возможностями. Процесс включения инвалидов в жизнь общества, в том числе доступ к образованию, в Японии ведется в двух направлениях: устранение «средовых» и устранение «отношенческих» барьеров. «Средовые» барьеры устраняются как в процессе реконструкции имеющейся инфраструктуры вузов с учетом новых архитектурных требований безбарьерной среды, так и путем разработки индивидуальных траекторий движения маломобильных студентов по территории вуза. «Отношенческие» барьеры преодолеваются с помощью внутривузовских программ волонтерской помощи учащимся с ограниченными возможностями, в которую вовлечены студенты, прошедшие специальные подготовительные курсы, а также муниципальные и государственные программы социализации инвалидов. Японский опыт может быть полезен для выработки путей повышения социального потенциала высшего образования РФ.
|