Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.17.79.60
    [SESS_TIME] => 1713603991
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 479b5bc3233eabb5c1365634e2d238c6
    [UNIQUE_KEY] => f1f00fbb65d933acf10845be0d3e228d
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 5

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

А.В. Кирилова
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, пр. К. Маркса, 20
anvk7@mail.ru
Ключевые слова: культура, интеллигенция, творческие объединения, художественный кружок
Страницы: 128-137
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Современная социокультурная ситуация характеризуется небывалым ростом научного и общественного интереса к проблемам культуры. Поиск новых ориентиров, интегрирующей основы общества заставляет обратиться к осмыслению базовых ценностей русской культуры, которые не раз в истории доказывали свою необходимость для ее гармоничного развития. В связи с этим актуальным становится обсуждение культурного наследия исторического прошлого России. В данной статье автор исследует организационные формы деятельности творческой интеллигенции, что значимо с точки зрения осуществления культурной преемственности, привлечения общественности к решению социальных проблем и реализации культурной политики. Полнее и глубже осмысливается ряд проблемных аспектов истории русской культуры: феномен интеллигенции, специфика «рубежной» культурной эпохи, черты ее проявления в опыте творческой личности и т. д. Интеллигенция рассматривается автором во взаимосвязи с явлением «жизнетворчества», что означает теоретические и практические попытки создания новых форм общественной или индивидуальной жизни. Современный уровень культурологического исследования позволяет подходить к анализу деятельности организаций творческой интеллигенции как к работе с культурными текстами, которые представляют мысль художника о мире и человеке. Объектом изучения подобные объединения стали давно и до сих пор являются важной темой отечественной историографии. Но литература, которая посвящена их деятельности, имеет в большинстве своем искусствоведческий и литературоведческий характер. В данной статье рассмотрен культурологический подход к изучению различных объединений как средоточения духовной, интеллектуальной, художественной жизни и специфического способа организации творческой интеллигенции. Передача культурной информации, поддержание культурной преемственности, специфика художественной культуры являются важнейшими характеристиками духовной атмосферы общества. Объектом изучения в данном случае должна выступать не только «метрополия» (профессиональные коллективы, школы, академии), но и «периферия» (художественные кружки, салоны, клубы, вечера и т. д.). Исследование деятельности таких содружеств (на примере второй половины XIX - начала XX вв., когда наблюдался расцвет различных организационных форм деятельности творческой интеллигенции) представляется, безусловно, важной культурологической задачей. Следует отметить, что одной из наиболее ярких форм организации интеллигенции в рассматриваемый период являлись художественные кружки, поэтому автор уделяет значительное внимание определению данного понятия и его характерным чертам на основе сравнительного анализа с другими типами объединений.