Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.118.140.108
    [SESS_TIME] => 1713421584
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 147858a09fcceae1ba22189b5da097f9
    [UNIQUE_KEY] => 98ce117b789872ed98132e30f10b6717
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 1

Влияние индивидуального опыта на виктимизацию личности подростка

О.О. Андронникова
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
andronnikova_69@mail.ru; andronnikovaO@gmail.com
Ключевые слова: виктимизация личности, виктимное поведение, индивидуальный опыт, подростки, факторы виктимизации, деформация личности подростка
Страницы: 58-69
Подраздел: ФИЛОСОФСКОЕ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ) РАССМОТРЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Актуальность данного исследования определяется тем, что категория индивидуального опыта остается на сегодняшний день малоизученной. Также остаются неопределенными вопросы влияния индивидуального опыта на процесс виктимизации личности. Цель данной статьи заключается в изучении индивидуального опыта как фактора виктимизации личности подростка. Проведенный теоретический анализ подходов к исследованию виктимизации позволяет сделать выводы о том, что данный процесс целесообразно рассматривать через поведенческие проявления личности, поскольку именно в них личность реализует свою виктимность, то есть предрасположенность становиться жертвой. При этом нами принято положение о социально-психологической природе виктимизации личности. Категория индивидуального опыта используется в разных направлениях психологической науки, что ведет к формированию совершенно разных методологических путей ее исследования. Тем не менее, в каждой работе признается важность и неизбежность влияния индивидуального опыта на актуальное поведение личности, что дает нам основание рассматривать индивидуальный опыт как фактор виктимизации личности. В статье рассмотрено влияние индивидуального жизненного опыта на виктимизацию личности и формирование разных типов виктимного поведения подростков. Предложен общий обзор научных работ по проблеме влияния жизненного опыта на психологическое и соматическое состояние человека. Дан анализ основных подходов к исследованию влияния опыта жизни на процессы социализации ребенка в онтогенезе. Выделены события, переживание которых в жизни приводят в виктимизации личности. Представлены общие результаты эмпирического анализа влияния жизненного опыта подростков на виктимизацию личности, проведенные на протяжении пяти лет в рамках дипломных и магистерских работ. Общее количество испытуемых подростков — 196. В результате анализа индивидуального опыта подростка были выделены четыре фактора виктимизации его личности, содержащие в себе следующие характеристики: низкая структурированность воспоминаний при отсутствии образцов продуктивного решения конфликтов; когнитивная простота и слабая рефлексивность пережитых событий; объектность, невключенность подростка в происходящие события; опыт действий помогающего характера, связанных с желанием получать и давать помощь окружающим. Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов специалистами для разработки профилактических, коррекционных программ психического развития подростков.