Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.197.214.36
    [SESS_TIME] => 1711714550
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 2cc6d0abb74075fefc5edb787b5873f0
    [UNIQUE_KEY] => 8944ec886a71ede21588c1547f1ec7ee
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 1

О подходе к образованию в свете концепции В«неявного знания» (на примере преподавания иностранного языка)

Б.В. Сапрыгин, М.Ю. Веркутис
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
saprygin2007@yandex.ru
Ключевые слова: неявное знание, имплицитное и эксплицитное знание, следование правилу, иностранный язык, самостоятельная подготовка
Страницы: 126-136
Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В связи с принятием новых стандартов важная роль в образовании стала отводиться самостоятельной работе студентов. Однако на самом ли деле путем самостоятельной подготовки студент способен овладеть необходимыми знаниями? Часто без помощи преподавателя студенты попросту неверно интерпретируют содержание учебных материалов, наделяя их не присущим им смыслом. У этого явления должна быть какая-то объективная причина. Разобраться в проблеме могло бы помочь обращение к некоторым концепциям современной гносеологии и философии науки, а именно к концепции неявного знания М. Полани, рассуждениям о следовании правилу Л. Витгенштейна, представлениям о релятивности и субъективности знания Т. Куна, замечаниям о том, как возникает научный факт, Л. Флека. Так, согласно Витгенштейну, именно наша приученность действовать согласно правилам так, а не иначе, регулярное их употребление, практика, и придает значение правилам и знакам. Сущность языка — это регулярное употребление определенных правил и знаков в определенных обстоятельствах. Именно неверное следование правилу совершают студенты, когда ложно понимают слова учебника. Только совместная деятельность людей дает возможность установить устойчивые и интерсубъективные правила языка, а коллективная практика и регулярное употребление поддерживают эти правила. Близкой к витгенштейновской идее является концепция М. Полани. Последний выделяет два типа знания: явное, или эксплицитное, знание, являющееся рациональным и поддающимся формализации, и знание неявное, имплицитное, неформализуемое. Оба вида знания принципиально важны с эпистемологической точки зрения, оба они всегда присутствуют в любом познавательном акте. Именно формализованное знание обнаруживают в своих учебниках студенты, когда приступают к самостоятельной подготовке. Однако знание неявное посредством учебника не передается. Как раз его и не хватает студентам, отчего они часто и не понимают содержания прочитанного. Чтобы понимание было возможным, необходима передача неявного знания в ходе его употребления специалистом. Особую значимость мысль о неявной составляющей в процессе овладения знанием приобретает, когда речь идет об изучении иностранного языка. Выученные (learned), эксплицитные, знания приобретаются в результате сознательного изучения, когда внимание студента фокусируется на формализованных признаках языковых явлений. А усвоенные (acquired) знания приобретаются посредством непроизвольного, неосознаваемого обучения и в процессе естественной коммуникации. Отсюда большую важность приобретает работа на занятии - в группе и с преподавателем. Вышеприведенные замечания показывают, сколь большое значение в приобретении знания имеют занятия под руководством наставника, способного передать свой неартикулируемый опыт.