|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 18.97.9.175
[SESS_TIME] => 1736724612
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => 9566eb171d36e3cc410e4500cc9a5559
[UNIQUE_KEY] => 65c316e87d29c4b5f6dc8a5b3df8cff7
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2015 год, номер 1
Е.Б. КИБАЛОВ1, А.Б. ХУТОРЕЦКИЙ2
1Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия kibalovE@mail.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия hab@dus.nsc.ru
Ключевые слова: Арктический шельф России, освоение, стратегия, сценарий, Севморпуть, Приполярная железнодорожная магистраль, стратегические критерии
Страницы: 3-19 Подраздел: Север и Арктика России в условиях глобальных вызовов XXI века
Аннотация >>
На примере проблемы транспортного обеспечения добычи ресурсов на арктическом шельфе России изложен и реализован подход к выбору целесообразной стратегии для решения слабоструктуризованной проблемы в условиях неопределенности сценария. Для структуризации проблемы построено дерево целей, описаны сценарии и стратегии. Сценарии указывают возможные состояния внешней среды, в которой решается проблема. Стратегии различаются способами транспортировки грузов: преимущественно морем (Севморпуть) или по сибирским рекам. Показано, что сооружение Приполярной железнодорожной магистрали необходимо при любой стратегии. Авторами разработана и программно реализована методика сбора и обработки экспертной информации, которая используется для построения числовых оценок значимости целей. По той же методике определяются входящие в оценочную матрицу оценки степеней достижения генеральной цели в результате использования каждой стратегии в условиях каждого сценария. Выбор целесообразной стратегии осуществляется по оценочной матрице с помощью стратегических критериев (Лапласа, Вальда, Гурвица и Сэвиджа).
DOI: 10.15372/REG20150101 |
С.В. КАЗАНЦЕВ
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия kzn-sv@yandex.ru
Ключевые слова: международные санкции, экономические угрозы, субъекты Российской Федерации, защита от санкций
Страницы: 20-38 Подраздел: Экономические проблемы развития регионов
Аннотация >>
В марте 2014 г. США и ЕС объявили о начале введения в отношении России торговых и финансовых санкций, а также запрета на передвижение физических лиц. Санкции не были утверждены или одобрены каким-либо полномочным международным органом, однако позднее к ним присоединились некоторые другие страны, в основном члены НАТО и союзники США. Санкции применяются государством или группой государств, поэтому противостоять им тоже должно государство. При этом применяющий санкции обычно в чем-то сильнее того, против кого они применяются. Санкции — это оружие. Поэтому надо не только от него защититься, но и лишить применяющих его возможности и желания сражаться. Для этого следует по крайней мере защитить свои слабые места (еще лучше их не иметь) и нарастить свою мощь. На основе показателей официальной статистики за 2011–2012 гг. автор рассчитал по предложенной им методике величины уровней экономической защищенности от санкций 82 субъектов РФ. В зависимости от значений найденных уровней регионы отнесены к одной из четырех групп: с хорошей, приемлемой, сомнительной и слабой защищенностью. С точки зрения выбранных показателей половина рассматриваемых регионов малочувствительны к санкциям: их защищенность от санкций хорошая или приемлемая. В статье также предложены меры по повышению уровня защищенности регионов России от введенных против страны санкций.
DOI: 10.15372/REG20150102 |
С.Л. САДОВ
Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, ул. Коммунистическая, 26, Сыктывкар, ГСП-2, 167982, Россия sadov@energy.komisc.ru
Ключевые слова: объединение регионов, сравнение вариантов объединения регионов, порядковые переменные, метод надмедианных рангов
Страницы: 39-54 Подраздел: Экономические проблемы развития регионов
Аннотация >>
Анализируются причины объединения субъектов Российской Федерации в единый субфедеральный регион. Показаны положительные и отрицательные последствия такой трансформации регионов. Сделан вывод, что ни отечественный, ни зарубежный опыт не дают ответа на вопрос о методах оценки экономического эффекта от объединения регионов. Рассматриваются проблемы качественной оценки последствий объединения регионов, а также проблемы ранжирования вариантов объединения. Они решаются с помощью порядковых переменных — градаций шкалы, выражающих в баллах (рангах) степень влияния фактора на успешность объединения исследуемых регионов, и с помощью метода надмедианных рангов, позволяющего дифференцировать варианты по их привлекательности. Ранги — это целые числа из заданного диапазона, экспертно присваиваемые каждому из сравниваемых вариантов. Они подходят при решении задач, для результирующих показателей которых более естественна качественная, нежели количественная, интерпретация и если такую же интерпретацию можно дать показателям (факторам), влияющим на результат. Рассмотрен модельный пример эффективности объединения Республики Коми с одним из семи регионов-соседей. Определена приоритетность объединения с одним из соседних регионов по методу надмедианных рангов.
DOI: 10.15372/REG20150103 |
А.С. НОВОСЕЛОВ, А.С. МАРШАЛОВА
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия asnov@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: региональное и муниципальное управление, инновации, противоречия социально-экономического развития, конкурентоспособность, государственное регулирование, региональное планирование и прогнозирование
Страницы: 55-78 Подраздел: Экономические проблемы развития регионов
Аннотация >>
Исследованы проблемы модернизации и повышения эффективности управления социально-экономическим развитием региона в условиях формирования новой системы государственного и муниципального управления. Предложен инновационный подход к региональному и муниципальному управлению, особенностью которого является учет объективных условий и противоречий социально-экономического развития региона, ориентация управления на повышение конкурентоспособности региональной экономики, использование новых методов и инструментов государственного регулирования и планово-прогнозной деятельности на региональном уровне. Выявлены направления повышения эффективности регионального и муниципального управления посредством реализации инновационных методов управления. На основе обобщения опыта практической деятельности региональных органов власти, оценки эффективности регионального управления и сравнительного анализа схем и процедур предплановых разработок, диагностики и прогнозирования предложена новая структура планово-прогнозных документов, обеспечивающих единство и взаимосвязь регионального и муниципального уровней управления.
DOI: 10.15372/REG20150104 |
Т.Ю. БОГОМОЛОВА, Т.Ю. ЧЕРКАШИНА
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия bogtan@rambler.ru
Ключевые слова: богатство домохозяйства, нефинансовые активы домохозяйства, региональная дифференциация, место жительства, федеральный округ, КОУЖ
Страницы: 79-107 Подраздел: Социальные проблемы регионального развития
Аннотация >>
В статье представлены результаты анализа данных о материальных активах, находящихся в собственности или распоряжении российских домохозяйств, — нефинансовом богатстве. Структура собственников по каждому из рассматриваемых активов и комплексная (нестоимостная) оценка обеспеченности домохозяйства активами анализируются в разрезе федеральных округов и населенных пунктов, различающихся численностью жителей. Показаны регионально-поселенческие различия в имущественной обеспеченности, или нефинансовом богатстве российских домохозяйств. Установлено, что характеристики места жительства домохозяйства вносят значимый вклад в определение шансов домохозяйства иметь тот или иной уровень нефинансового богатства, но он значительно ниже вклада характеристик, отражающих усилия членов домохозяйства по формированию богатства и их продолжительность. Выявлено, что имущественные различия теснее связаны с поселенческими характеристиками места жительства домохозяйства, чем с региональными.
DOI: 10.15372/REG20150105 |
О.Н. КАЛАЧИКОВА, П.С. КОРЧАГИНА
Институт социально-экономического развития территории РАН, ул. Горького, 56-а, Вологда, 160014, Россия onk82@yandex.ru
Ключевые слова: общественное здоровье, образ жизни, самосохранительное поведение, Вологодская область
Страницы: 108-123 Подраздел: Социальные проблемы регионального развития
Аннотация >>
В детерминации заболеваемости и смертности все большую роль играет поведенческий фактор — отношение людей к состоянию собственного здоровья. Образ жизни, здоровьесберегающая активность определяют общественное здоровье примерно на 50%. С использованием статистических данных и результатов социологического мониторинга в статье анализируются основные тренды общественного здоровья и образа жизни населения Вологодской области. Положительно оценивает состояние своего здоровья 46% населения области. Число тех, кто оценивает свое здоровье как «плохое, очень плохое», сократилось почти в 2 раза. Растет число жителей региона, которые считают себя частично или полностью ответственными за свое здоровье. В 2013 г. этот показатель составил 88% населения. Выявлено, что лишь 6% жителей региона не имеют деструктивных составляющих в самосохранительном поведении, у 94% населения присутствует хотя бы одна практика саморазрушительного характера. Вместе с тем позитивные формы самосохранительного поведения с каждым годом получают все большую распространенность у населения Вологодской области.
DOI: 10.15372/REG20150106 |
М.А. КАНЕВА
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия mkaneva@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: государственное управление, краудсорсинг, открытые данные, открытое правительство, регион, ИКТ, Новосибирская область
Страницы: 124-146 Подраздел: Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Аннотация >>
В статье предложена модель государственного управления на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Модель включает блоки «Открытые данные», «Краудсорсинг» и «Открытое правительство». С целью детализации блока передачи знаний и компетенций от общества к государству изучена технология краудсорсинга и перспективы ее использования в государственном управлении как инструмента повышения эффективности работы государственных органов. Составлена типология лучших практик и приложений по степени вовлечения граждан в процессы управления и политическую деятельность. Проанализированы возможности и барьеры для использования новой модели государственного управления на основе ИКТ правительством Новосибирской области, даны рекомендации по вовлечению научного потенциала новосибирского Академгородка в процессы управления регионом.
DOI: 10.15372/REG20150107 |
А.И. ПЫЖЕВ
Сибирский федеральный университет, пр. Свободный, 79, Красноярск, 660041, Россия pyanist@ya.ru
Ключевые слова: экономика лесного комплекса, природная рента, лесная рента, эконометрическое моделирование, лесные аукционы, открытые данные
Страницы: 147-162 Подраздел: Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Аннотация >>
Обосновывается использование данных лесных аукционов как наиболее достоверного источника информации для оценки лесной ренты. Предлагается подход к оценке лесной ренты в российской экономике по данным лесных аукционов с использованием интерфейса «открытых данных». Особенность предлагаемого подхода заключается в оценивании линейной спецификации с помощью взвешенного метода наименьших квадратов. В качестве весовой переменной предлагается использовать объем заготовки. Проводится моделирование лесной ренты по Парето и по Рикардо в зависимости от основных рентообразующих факторов: типа лесных насаждений, объема хлыста и расстояния вывозки. Предложенный подход апробируется на фактических данных о лесных аукционах, проведенных в российских регионах в 2013 г. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в настоящий момент консолидированный бюджет получает лишь приблизительно четверть от действительной лесной ренты.
DOI: 10.15372/REG20150108 |
В.В. ТИТОВ1, Д.А. БЕЗМЕЛЬНИЦЫН2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия titov@ieie.nsc.ru 2Научно-производственное объединение ОАО «ЭЛСИБ», ул. Сибиряков-Гвардейцев, 56, Новосибирск, 630088, Россия gd@elsib.ru
Ключевые слова: оперативное управление производством, стратегическое управление, тактическое управление, оптимизация, сетевое планирование, календарное планирование, согласование разных задач планирования и управления
Страницы: 163-176 Подраздел: Экономика предприятий
Аннотация >>
В работе представлен методологический подход к одновременному решению задач стратегического, тактического и оперативного планирования производства сложной электротехнической продукции с длительным циклом технологического процесса. Новизна исследования заключается в совмещении и согласовании решения задач оптимизации объемно-календарного (стратегического, тактического), оперативно-календарного, сетевого планирования и управления. Основная трудность здесь заключается в построении модели оперативно-календарного планирования хода производства всего перечня продукции по ведущим группам оборудования на основе информации из сетевого планирования технологического процесса каждого вида продукции в отдельности. Кроме этого в рассмотренной постановке задачи представлен новый подход к учету длительности работ (операций), не кратной выбранной единице времени. В итоге объединенная задача планирования производства с ограничениями на ресурсы сведена к задаче линейного целочисленного программирования, решение которой вполне осуществимо с помощью имеющегося программного обеспечения.
DOI: 10.15372/REG20150109 |
В.И. СУСЛОВ, Г.В. БОБЫЛЕВ, О.В. ВАЛИЕВА, Г.В. ЖДАН, Н.А. КРАВЧЕНКО, А.В. КУЗНЕЦОВ
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия suslov@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: региональная инновационная политика, проблемы развития инновационного бизнеса, стимулирование спроса на инновационную продукцию
Страницы: 177-196 Подраздел: Опыт деятельности исполнительных и законодательных органов власти регионов России
Аннотация >>
Сравнительный анализ действующих нормативно-правовых актов позволил выделить задачи, механизмы и инструменты инновационной политики, используемые на региональном уровне. На основе проведенного анализа сформирован наиболее полный перечень управленческих задач инновационной политики на субфедеральном уровне управления. Сопоставление полученного перечня с пространством реализации инновационной политики на разных стадиях инновационного цикла позволило выявить узкие места и упущенные возможности в стимулировании спроса на инновации на региональном уровне. Разработанный методический подход к выявлению узких мест в региональной политике, сдерживающих спрос на инновационную продукцию, был апробирован на материале Новосибирской области. В результате были сформулированы предложения по корректной постановке управленческих задач, совершенствованию механизмов и инструментов реализации региональной политики, направленной на стимулирование спроса на инновации.
DOI: 10.15372/REG20150110 |
Й. ВАГНЕР1, Э. МАРКВАРТ2
1Немецкий союз муниципальных районов, Deutscher Landkreistag, Ulrich-von-Hassell-Haus Lennestr. 11, 10785, Berlin dr.johannes.wagner@gmail.com 2Европейский клуб экспертов местного самоуправления, Deutscher Landkreistag, Ulrich-von-Hassell-Haus Lennestr. 11, 10785, Berlin postkasten2006@yandex.ru
Ключевые слова: Германия, федеративное устройство, федеральные земли, полномочия (компетенции) субъектов федерации, финансовые основы федерализма, единство и многообразие, реформа федерализма
Страницы: 197-214 Подраздел: Зарубежный опыт региональной науки, региональной политики и территориального развития
Аннотация >>
Анализируются конституционные и теоретические аспекты реализации принципов сохранения и развития многообразия и единства федеративного государства. Рассмотрены конституционно-правовой статус федеральных земель, их полномочия и соотношение последних с полномочиями Федерации. Показано, как может существовать федеративное государство, которое, с одной стороны, в значительной мере учитывает региональные особенности каждой составной части федерации, а с другой стороны, в совокупности образует довольно гомогенную субстанцию, в которой обеспечиваются равноценные (или как минимум сопоставимые) условия жизни. Также показано, какие последствия для практики регионального развития имеет конституционное закрепление принципа федеративного устройства и в чем может и должно заключаться гарантированное Конституцией единство (единообразие) в рамках федеративного государства.
DOI: 10.15372/REG20150111 |
А. ТЁРЁК
Венгерская академия наук, 1051 Будапешт, Roosevelt ter 9, Венгрия fotitkar@titkarsag.mta.hu
Ключевые слова: инновационное развитие, конкурентоспособность, методы оценки конкурентоспособности, GERD, BERD, ВВП
Страницы: 215-226 Подраздел: РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: РОССИЙСКИЙ И ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ
Аннотация >>
Рассмотрены подходы к оценке конкурентоспособности страны. Показано, что рейтинги конкурентоспособности стран, публикуемые Всемирным экономическим форумом, не адекватны рейтингам конкурентоспособности в области инноваций и НИОКР. Делается вывод, что и сравнение показателей НИОКР на международном уровне лишь на основе отношения валовых внутренних расходов на НИОКР или корпоративных расходов на НИОКР к ВВП недостаточно объективно. Эти отношения могут рассматриваться в качестве показателей динамики экономического роста только в случае равного распределения расходов на НИОКР. Финансовая база науки и научных исследований, как правило, рассматривается в качестве ключевого фактора конкурентоспособности, но структура расходов на НИОКР также имеет важное значение.
DOI: 10.15372/REG20150112 |
В.В. ИВАНОВ
Российская академия наук, Ленинский пр., 14, Москва, 119991, Россия ivanov@presidium.ras.ru
Ключевые слова: региональная политика, национальная инновационная система, локальные территории, территории инновационного развития, наукограды, мегаполисы, особые экономические зоны
Страницы: 227-255 Подраздел: РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: РОССИЙСКИЙ И ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ
Аннотация >>
Дано определение экономической категории «государственная политика инновационного развития регионов». Показано, какие стратегические задачи решит комплексный подход к формированию и реализации политики инновационного развития региона. Представлена классификация территории страны по значимости национальной инновационной системы и по уровню развития инновационного потенциала для решения задач социально-экономического развития. Излагаются авторская концепция территории инновационного развития и принципы формирования локальных инновационных систем, а также подходы к инновационному развитию территорий с низким инновационным потенциалом. Приведен конкретный пример реализации концепции. Обосновываются механизмы прямой и косвенной финансовой поддержки территорий инновационного развития. Разработан алгоритм формирования локальных инновационных систем.
DOI: 10.15372/REG20150113 |
Г. ЛУКС
Центр экономических и региональных исследований, 7601 Печ, Венгрия lux@rkk.hu
Ключевые слова: эндогенное развитие, промышленность, реиндустриализация, прямые иностранные инвестиции, региональная политика, накопление капитала, endogenous development, industry, reindustrialisation, foreign direct investment, regional policy, capital accumulation
Страницы: 256-274 Подраздел: РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: РОССИЙСКИЙ И ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ
Аннотация >>
В статье рассматривается применимость концепции эндогенного регионального развития к постсоциалистическим странам Центральной Европы. Эндогенное развитие как явление возникло в ответ на давление со стороны глобальной экономики Западной Европы и фокусируется на использовании местных конкурентных преимуществ, которые могут уравновесить положительный экономический эффект менее развитых экономик, что будет способствовать социоэкономическому развитию по «высокому пути». В Центральной Европе за фазой развития, основанной на прямых иностранных инвестициях и спровоцировавшей волну конкуренции, последовала промышленная реструктуризация, которая сегодня должна помочь выйти за рамки низкой себестоимости и противостоять неблагоприятным эффектам зависимости от внешнего капитала. Автор указывает два способа поддержки эндогенного развития, обращает внимание на их связь с институтами и описывает ожидаемые последствия для территориального развития.
DOI: 10.15372/REG20150114 |
Г.А. УНТУРА
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, пр. Ак. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия gаlina.untura@gmail.com
Ключевые слова: регион, кооперация, конкуренция, пространственное развитие, инновации, технологические платформы, кластеры, переток знаний, высокие технологии, нефте- и газодобыча, region, cooperation, competition, spatial development, innovation, technology platforms, clusters, knowledge spillover, high technology, oil and gas extraction
Страницы: 275-304 Подраздел: РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: РОССИЙСКИЙ И ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ
Аннотация >>
Показано, что неравномерность инновационного развития регионов России - явление объективное, обусловленное историческими, технологическими, социально-экономическими аспектами размещения и функционирования акторов инновационной деятельности в пространстве России и других стран мира. Высказано предположение, что в условиях глобализации будут усиливаться социальные и экономические эффекты перетока знаний, а процессы кооперации и конкуренции в инновационной сфере регионов будут вносить ускорение в изменение технологической структуры и инновационной культуры стран и регионов. На примере регионов Сибири показана роль региональной дислокации институтов РАН в повышении уровня инновационного развития мегапространства за счет сочетания инвестиций в науку и новые технологии. Примерами участия СО РАН и СО РАМН иллюстрируется возможность кооперации в технологических платформах как для высокотехнологичных производств, так и для производств ресурсной специализации. Обосновываются три приоритетных направления кооперации, которые имеют значительные научные заделы для новой индустриализации Сибири, а также продемонстрирована возможность сочетания интересов субъектов в ряде действующих технологических платформ с участием институтов СО РАН для развития новых научных направлений, коммуникационных процессов, в том числе в форме инновационных кластеров и сетевых структур. Отмечено, что конкуренция в научно-технической и инновационной деятельности генерирует новые рынки и дает конкурентные преимущества для участия в создании и использовании знаний в пространственных ареалах различных регионов. Приведен пример отраслевого перетока знаний из области нанокерамики и композитных материалов для использования в нефте- и газодобыче, что может повысить шанс успешной индустриализации Сибири. Обоснован вывод, что кооперация и конкуренция возможны между кластерами европейской части страны и кластерами регионов Сибири, созданными при государственной поддержке на территориях Томской, Новосибирской областей, Алтайского и Красноярского краев. Ожидается, что влияние агломерационных эффектов в европейской части страны, на Урале, в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке и селективная политика перетока знаний дадут экономический и социальный эффект за счет симбиоза высокотехнологичных и традиционных отраслей.
DOI: 10.15372/REG20150115 |
Н.А. ЛЕБЕДЕВА
Институт проблем региональной экономики РАН, ул. Серпуховская, 38, Санкт-Петербург, 190013, Россия lebedeva.n@iresras.ru
Ключевые слова: стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, закон о стратегическом планировании, регион, плановые документы
Страницы: 305-318 Подраздел: Научная жизнь
Аннотация >>
На основе анализа материалов XIII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: обновление стратегий, обновление смыслов» (Санкт-Петербург, октябрь 2014 г.) и опроса представителей региональных и местных органов власти выявлены трудности и барьеры, с которыми регионы столкнутся в процессе реализации Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
DOI: 10.15372/REG20150116 |
Редакция
Страницы: 319-321 Подраздел: Научная жизнь
|
|