Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.166.170.195
    [SESS_TIME] => 1711671602
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => defa578a83210659952520313726f2ab
    [UNIQUE_KEY] => ebb79bbbec36f8020e0e360147aa999a
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 3

Этический кодекс современного высшего образования: к истории проблемы

М.Н. Чистанов, С.С. Чистанова
Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова, ул. Ленина, 90, Абакан, Россия, 655017
maratc@mail.ru
Ключевые слова: профессиональная этика, российское академическое сообщество, образование в мегаполисе, коммерческие учебные заведения, провинциальный вуз, этический кодекс, этика высшей школы, этические проблемы высшего образования
Страницы: 174-185
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме создания этического кодекса преподавателя высшего учебного заведения в России. Политические трансформации в нашей стране способствовали неизбежному изменению системы высшего образования. Однако реформа высшего образования не всегда проводилась системно, что привело к глобальным различиям в работе государственных и коммерческих вузов, столичных и провинциальных университетов. В статье подробно рассматриваются противоречия профессиональной этики российского академического сообщества с окружающими социальными реалиями, приводится пример одной из попыток разрешения данных противоречий, а именно создание «Концепции кодекса профессиональной этики образовательного сообщества», предложенной Российским Союзом ректоров в 2012 г. Авторы выделяют конкретные проблемы маленького провинциального вуза, обосновывают причины неэффективности таких вузов. В провинции, где в городе один-два вуза, определяющими качествами преподавателя являются не профессиональные заслуги, а социальные связи. Соответственно, этические проблемы подобного вуза отличаются от этических проблем столичного университета. В статье анализируется процесс становления профессиональной этики как научной дисциплины, обосновываются цели современных профессиональных этических кодексов, которые позволяют каждому индивиду реализовать свой потенциал. Справедливо считается, что профессиональная этика появилась вместе с разделением труда. Но в античное время или в Средневековье этика служила обособлению социальной групппы, подобная «племенная» этика оказывается недееспособной в универсальном обществе, ей на смену приходит личная этика, в которой не было места профессиональным интересам. Так формируется рациональная этика. Здесь требуется построение правильного общества, в котором личность сможет стать счастливой. Именно в таком обществе человек начинает искать общность более крупную, чем семья, но менее глобальную, чем нация, государство. Идеальна для этой цели профессиональная группа. Нормирование поведения в таких группах является началом современной профессиональной этики. Высказывается предположение о предметных областях этики внешних и внутренних отношений преподавателя вуза. Выделяются четыре таких области: первая - преподаватель и учебный предмет, вторая - преподаватель и студент, третья - взаимодействие преподавателя с коллегами по работе, четвертая - преподаватель и научная этика. На каждом уровне могут возникнуть свои этические проблемы, они также подробно описываются в тексте статьи. В заключение предлагается программа по внедрению этического кодекса преподавателя в Хакасском государственном университете.

DOI: 10.15372/PHE20150320