|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 18.191.178.16
[SESS_TIME] => 1732184495
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => e7ec67f98bffee6b21686b7076f8b732
[UNIQUE_KEY] => 7a4cf354543440b67ae8cdf3b9a11a3b
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2016 год, номер 1
И.А. Пфанэнштиль
Сибирский федеральный университет, пр. Свободный, 79, г. 660041, г. Красноярск, Россия ndubrovskaya@sfu-kras.ru
Ключевые слова: социальные трансформации, информационное общество, мультикультурные государства, евразийский вектор, social transformation, information society, multicultural state, Eurasian vector
Страницы: 3-15 Подраздел: ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Актуальность статьи обусловлена широким комплексом проблем, в основе которых - социальные трансформации, вызванные глобализацией, а также господством информационных технологий, так как традиционное образование в своей версии «западной цивилизации», соответствующее модели неустойчивого развития, является одной из самых инерционно-консервативных систем. В последние десятилетия образование в своем глобальном измерении не удовлетворяет потребностям социальной жизни, поскольку продолжает транслировать знания индустриально-потребительского общества, приближая глобальную антропоэкологическую катастрофу. Автор акцентирует внимание на том, что на сегодняшний день содержание, цели и задачи мирового образования все больше отстают от глобальных тенденций становления информационного общества. Однако единство человечества может быть сведено к ведущим константам человеческого существования и рассматриваться как состояние неизменное, внеисторическое. Сегодня на место государств единообразного большинства приходят мультикультурные государства, то есть государства различных меньшинств (социальных, культурных, этнических, конфессиональных и др.), оберегая исторические традиции и сохраняя этнокультурный плюрализм. Важно подчеркнуть, что система образования не может и не должна быть ценностно-нейтральной: если она не формирует конструктивные ценностно-смысловые и социокультурные установки, вакуум заполняется стихийно возникающими жизненными, часто деструктивными ориентациями. Этот факт нельзя игнорировать, потому что именно на мощном историческом базисе всегда основывалось образование стран Востока. В этой связи усиление социально-гуманитарной составляющей образовательной системы является одним из путей сохранения обществом гуманитарного потенциала и обеспечения себе достойного будущего. Именно евразийский вектор развития образования включает в себя отечественные стандарты в социально-философском понимании.
DOI: 10.15372/PHE20160101 |
Н.В. Наливайко1,2, П.В. Ушаков3, Е.В. Ушакова4
1Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, 630090, г. Новосибирск, Российская Федерация nnalivaiko@mail.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, 630126, г. Новосибирск, Россия 3Алтайская Академия экономики и права, пр. Комсомольский, 86, 656000, г. Барнаул, Россия 4Алтайский государственный медицинский университет, пр. Ленина, 40, 656038, г. Барнаул, Россия foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: образование, воспитание, антропосоциопланетарный кризис, экологический кризис, экономический кризис, education, antropo-social-ecoplanetary crisis, environmental crisis, economic crisis
Страницы: 15-34 Подраздел: ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Общий философский анализ создавшейся в начале XXI в. обстановки позволяет констатировать, что в настоящее время планету охватил катастрофический антропосоциоэкопланетарный кризис. Для выхода из создавшейся ситуации, по мнению авторов, необходимо осознать, что задача человека и человечества, сохраняющих гармонию души, - формирование биофильной культуры, охраняющей и созидающей, а не уничтожающей жизнь природных ландшафтов. Принятие биофильной духовной парадигмы предполагает другое воспитание, образование и ценностную ориентацию людей - полноценное воспитание-образование с формированием холистичного, практичного, прогностичного сознания и осознанной практической созидательной деятельности в балансе с природой, которое способно создать необходимый человечеству фундамент для решения сложнейших антропосоциоприродных проблем. Образование представляет собой фундамент культуры - уникальной надбиологической системы трансляции социального опыта, механизма социального наследования, благодаря которому оказывается возможной реализация сущностных сил человека. Современная техногенно-информационная цивилизация переросла в цивилизацию лжи и глобального паразитизма; основная причина антропосоциоэкопланетарного кризиса - глобальный антропный катастрофический кризис. Главные деформации произошли в самом человеке, превратившемся в антропосистему аккумулирующего типа; не следует забывать, что человечество, представленное преимущественно эгоцентричными антропосистемами (аккумулирующего типа), превращается в планетарного паразита, состоящего из совокупности антропомикробов, разрушающих поверхность живого космического организма Земли-Геи. Вследствие этого космический макроорганизм, заболевающий от антропопаразитов, способен дать такую защитную реакцию, которая уничтожит паразитов и оздоровит Землю-Гею. Ключевая цель - восстановление гармоничного цельного человека как трансформирующей антропосистемы. Жизненно необходим человек разумный, духовно-нравственный, сбалансированный, созидающий как существо, способное войти в состояние симбиоза с материнской природой планеты; главный способ восстановления цельного человека и нормальной антропосоциальной и социально-природной жизни - запреты на разрушение образования по форме и содержанию, на зомбирование населения; восстановление российского воспитания-образования на принципах созидания цельного человека и богочеловека; восстановление российского Института философии человека. Авторы определили, что именно в результате деформации человечества локальные проблемы перешли в глобальные. Антропосоциоэкопланетарная катастрофа, спровоцированная деформированным человеком, движется по планете и может быть остановлена только самим человеком путем его качественного преобразования, с восстановлением разумного духовно-нравственного потенциала и созидающе-гармонизирующей силы в мире.
DOI: 10.15372/PHE20160102 |
Т.В. Ларионова
Сибирский федеральный университет, пр. Свободный, 79, г. 660041, г. Красноярск, Россия berkalleta@mail.ru
Ключевые слова: глобальное мироустройство, образовательная система, региональная устойчивость, аксиологическая региональная школа, устойчивое развитие, глобалистика, механизмы глобального управления, глобальное образовательное пространство, global world order, education system, regional stability, axiological regional school, sustainable development, global studies, the mechanisms of global governance, global educational space
Страницы: 34-42 Подраздел: ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье исследуются проблемы, связанные с особенностями региональной устойчивости в социально-экономическом аспекте. Автор проводит социально-философский анализ особенностей выработки системы устойчивости региона. Это приобретает особую значимость в условиях глобализации, которая во многом трансформирует региональную экономику. В статье показано, что региональная устойчивость имеет свою специфику в России и может стать действенной альтернативой негативным глобализационным тенденциям современности. Автор подчеркивает, что регионализм - это не хаотическое самоопределение социумов, здесь работают свои законы. К сожалению, современная ситуация в обществе способствует возникновению толпы, нежели творческому развитию личности. Наша потребительская цивилизация образует угрозу тотальной деперсонализации и дегуманизации человека. По мнению автора, особую научную четкость и содержательность концепция регионализации приобретает в трудах тех ученых, которые связывают реальные глобализационные процессы с информационным этапом современной научно-технической революции и ее реальным влиянием на развитие мировой экономики. В этом плане современный этап регионализации может быть по аналогии с интернационализацией назван транснационализацией, но надстраивающейся над нею, новой и высокой сферой человеческого исторического бытия. Автор приходит к выводу, что реальные перспективы устойчивого глобально-регионального мироустройства связаны с диалектическим подходом к современным международным процессам. Устойчивость регионов обеспечивается невозможностью сведения разнообразной социальной жизни к единому социокультурному типу, обусловленному собственными способами производства и воспроизводства общественной жизни. Кризис идеологии глобализма - закономерное явление, поскольку глобализм основан на пренебрежении историей, менталитетом и традициями огромной части человечества, политике потребительства.
DOI: 10.15372/PHE20160103 |
Д.С. Чёрный
Курганский пограничный институт ФСБ России, 640016. г. Курган, Россия denisb83@mail.ru
Ключевые слова: информационное управление, глобальное мироустройство, информатизация общества, information control, global order, informatization of society
Страницы: 42-50 Подраздел: ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Актуальность исследования социально-философских особенностей информационного управления глобальным миром обусловлена формированием принципиально новых, существенных, необходимых и достаточных характеристик социальной эволюции, которые принципиальным образом отличаются от существовавших ранее и признаваемых в качестве всеобщих. Автор показывает, что важным фактором, формирующим систему современного управления, является компьютерная ориентация информационной культуры общества, что информатизация общества будет доминантой развития цивилизации на этапе построения глобального информационного общества. Проблема современного мироустройства состоит в том, что глобальная власть не ограничена никакими формами государства, включая власть над самими государствами. Глобализм выступает как противопоставление достигшего высшей мобильности меньшинства людей инертному большинству. Проблема управления хаотизирующимся мировым сообществом усугубляется тем, что в современных условиях нация-государство перестала быть единственным субъектом международных отношений. Социально-информационный компонент находит, во-первых, отражение в многообразии прямых и обратных системных связей, существующих в процессе цивилизованного интегрированного развития сообщества; во-вторых, в циркуляции системных информационных потоков, а главное, в организации и управлении усвоением дозированно необходимых объемов информации для достижения расцвета личности, семьи, коллектива, сообщества во времени, пространстве и на разных уровнях в государственной и общественной системе.
DOI: 10.15372/PHE20160104 |
И.Г. Борисенко1, М.П. Яценко1, С.И. Черных2
1Сибирский федеральный университет, пр. Свободный, 79, г. 660041, г. Красноярск, Россия i.g.borisenko@yandex.ru 2Новосибирский государственный аграрный университет, ул. Добролюбова, 160, 630039, г. Новосибирск, Россия 2560380@ngs.ru
Ключевые слова: информационное общество, электронное обучение, информационная политика, образовательная политика, глобальное образование, information society, e-learning, information policy, education policy, global education
Страницы: 51-60 Подраздел: ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Актуальность данной статьи обусловлена тем фактором, что сегодня технологическое развитие ведущих образовательных учреждений мира достигло того уровня, когда дальнейшее развитие только информационной базы уже не дает нового качества. В связи с этим встает комплекс принципиально новых проблем не только перед философией образования, но и перед всей социальной философией. Задачей статьи является анализ информационной политики в образовании в условиях становления нового глобального мироустройства с акцентом на особенности электронного обучения. Педагогическое сообщество и сообщество студентов не конвергированы друг в друга так, что можно рассматривать их как некоторую целостность. Причинами этого, по мнению авторов, является то, что информационная политика в любой образовательной системе связана как с техническими возможностями учебного заведения, так и с мировоззренческим потенциалом преподавательского состава. Одной из наиболее сложных проблем формирования информационной политики в образовательной системе является педагогический консерватизм, постулирующий традиционные методы обучения, что провоцирует инертность перехода к информационному образованию, основанному на инновациях, использовании новых информационных технологий, на современных достижениях экономики, науки и педагогической мысли. Современная информационная политика в области образования обусловлена, с одной стороны, необходимостью встраивания в глобальное образовательное пространство посредством современных информационных технологий, с другой - важностью сохранения социокультурной идентичности.
DOI: 10.15372/PHE20160105 |
О.О. Андронникова
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, 630126, г. Новосибирск, Россия andronnikova_69@mail.ru
Ключевые слова: виктимность, геополитика, глобализация, образовательная среда, модернизация, victimization, geopolitics, globalization, educational environment, modernization
Страницы: 60-69 Подраздел: ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Данная статья посвящена анализу основных аспектов виктимизации образовательного пространства в современных геополитических условиях. В статье рассмотрено влияние макросоциальных процессов на виктимные изменения современного общества Цель статьи заключается в анализе современного состояния развития взаимодействия геополитики и глобалистики и его влияния на систему образования в России. В статье представлен анализ основных изменений, связанных с трансформацией современного общества, выявлены виктимные влияния процессов глобализации на современное образование, специфика экспансии зарубежных норм и ценностей, демонстрируемых гегемоном, и их влияние на происходящую модернизацию образования России. Отмечены качественные изменения в системе российского образования, вызывающие необходимость модернизации системы. Выявлены риски и угрозы, связанные с геополитическими процессами, приводящими к нарушению безопасности образовательной среды и ее виктимной трансформации. Обозначены специфические особенности и потребности современного сообщества, определяющие модель развития российского образования с учетом обеспечения безопасности. Выделены основные закономерности геополитического влияния и его последствия, исходя из специфики и расположения государства, а также основные тенденции в области образования. Охарактеризованы последствия столкновения двух глобальных макропроцессов, виктимизирующие социальные среды. Выдвинуты основные положения, базируясь на которых можно описать современное состояние процессов виктимизации образовательного пространства и наметить пути девиктимизации. Рассмотрены последствия макросоциальных процессов, включая изменения функционирования высших психических функций человека, его психические особенности и коммуникационные структуры. Уделено внимание явлению интеллектуальной пассивности, лежащему в основе происходящих структурных изменений виктимного характера.
DOI: 10.15372/PHE20160106 |
Д.В. Ушаков, В.Г. Костюк
Институт Философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, 630090, г. Новосибирск, Россия ushakovdmitrii@mail.ru
Ключевые слова: молодежь, этническая идентичность, российская идентичность, профессия, русская культура, межэтнические установки, образование, духовная безопасность, youth, ethnic identity, Russian identity, profession, Russian culture, interethnic mindsets, education, spiritual security
Страницы: 70-76 Подраздел: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье исследуется различие в степени этнической и российской идентичности молодежи, выбирающей профессии в сфере культуры и индустрии. Определяется влияние некоторых факторов - семьи, пола, традиций, межэтнических установок - на формирование этнической (русской) идентичности будущих мастеров русской культуры - школьников, учащихся средних специальных и высших учебных заведений г. Новосибирска, ориентирующихся на работу в сфере культуры и искусства. В частности отмечается, что среди русской молодежи этнический нигилизм наиболее отчетливо проявляется в группе выбирающих профессии в области культуры и искусства, а наименее отчетливо - среди молодежи, ориентированной на профессии индустриальной сферы. Между дтем если исходить из понимания культуры как души народа, то в условиях многонациональности России, вовлеченной в процесс глобализации, тенденция снижения этнического самосознания русских и особенно работников культуры, призванных формировать и развивать русскую и российскую идентичность, весьма нежелательна в аспекте на-циональной безопасности. Обосновывается целесообразность реализации междисциплинарного научного проекта «Концепция этнонациональной образовательной и культурной политики в России в условиях глобализации», важной составляющей частью которого является вопрос о русской культуре и русском образовании.
DOI: 10.15372/PHE20160107 |
Е.В. Покасова
Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, 630090, г. Новосибирск, Россия pokevi@mail.ru
Ключевые слова: поликультурный мир, полиэтнические государства, роль и возможности образования, мультикультурное образование, multicultural world, multiethnic states, role and potentialities of education, multicultural education
Страницы: 77-82 Подраздел: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Современный мир стал полиэтническим и поликультурным по ряду причин: глобализационные процессы, интенсивные миграционные потоки, смешение языков, культур, межэтнические браки, информационные возможности и масс-медиа - все эти маркеры сегодняшнего дня привели к тому, что в мире практически не осталось государств с единым этническим составом и культурным кодом. Вместе с тем современные исследователи говорят о некоем ренессансе этничности в последние десятилетия прошлого и начале этого веков. Такие разнонаправленные тенденции, с одной стороны, проявились в желании и намерении отдельных этнических групп и их представителей воспроизвести этнические и культурные особенности, традиции, с другой - на этих же призывах основываются межэтнические разногласия, столкновения, возникают экстремистские движения. В данной статье предпринята попытка анализа названных тенденций, а также обоснования роли образования в нивелировании негативных процессов в ходе взаимодействия представителей различных этнических групп и культур. Перед мультикультурным образованием фактически стоит задача формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в полиэтническом, поликультурном обществе, обладающего чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований. Сделан вывод, что образованию по силам адекватно ответить на эти вызовы. Достичь этого можно, только активно участвуя в процессах адаптации современного поколения к полиэтническому окружению; формирования позитивного отношения к культурным различиям и способности к интеграции; воспитания в духе толерантности, паритетного межнационального общения; формирования осознанных позитивных ценностей по отношению к этнической и национальной культуре, поликультурной по своей природе; становления осознанного отношения и позитивного принятия своей истории и уважения к истории и культуре других этносов; формирования своей позитивной этнической идентичности.
DOI: 10.15372/PHE20160108 |
А.В. Шиловцев
Уральский государственный экономический университет, ул. 8 марта, 620144, Екатеринбург, Россия
Ключевые слова: социальная безопасность личности, расширение образовательного пространства, глобальный мир, social security of the person, expansion of educational space, global world
Страницы: 82-92 Подраздел: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Актуальность статьи обусловлена тем, что современные информационные технологии принципиальным образом изменили взаимоотношения субъектов образовательного процесса, что обусловлено расширением образовательного пространства, а информационное неравенство создает напряжение в обществе, что особенно ярко проявляется на уровне образовательной системы. На сегодняшний день западный вариант социального развития навязывается всему миру как образец, где качество полученного образования определяется, прежде всего, сформированными навыками и умениями по решению прикладных задач. На этом пути отечественную систему образования подстерегают новые вызовы и опасности. Дело в том, что новые ценностные социальные реалии предъявляют новые требования к воспитанию специалиста: нужны новые качества личности для успеха. Гарантии социальной безопасности личности в системе современного образования базируются на уровне социальных отношений. Автор показывает, что проблема социальной безопасности личности в системе современного образования также обусловлена отрывом от локальных контекстов социальных практик, что закономерно приводит к постепенному отчуждению и других социальных практик от их исторических корней. Исследование проблемы социальной безопасности личности в современном образовании позволяет заключить, что личность, пытающаяся заниматься социальным творчеством вне духовного и культурного развития, исключительно в рамках социальной инженерии оказывается обреченной на репродуктивность или деструкцию. Вне духовной культуры человек не может стать подлинным субъектом и действительным участником социального творчества. Вне духовной культуры он всегда будет оставаться только объектом для манипулирования, обреченным на возрастающее социальное отчуждение и, в конечном счете, на деградацию и гибель.
DOI: 10.15372/PHE20160109 |
С.Л. Ивашевский
Нижегородская академия МВД России, Анкудиновское шоссе, 3, 603950, Нижний Новгород, Россия namvd@mail.ru
Ключевые слова: политика памяти, коллективная память, образование, идентичность, politics of memory, collective memory, education, identity
Страницы: 92-101 Подраздел: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье рассмотрены особенности реализации политики памяти в системе отечественного образования в различные исторические периоды жизни российского общества. Система образования представлена в качестве значимого субъекта осуществления политики памяти, роль которого усиливается в периоды духовного кризиса и утраты национально-культурной идентичности. Выявлены исторические особенности политики памяти в образовании монархической, советской и современной России. Определены современные задачи образования по формированию новой политики памяти. В условиях формирования новой политики памяти и столкновения традиций и новаций в этом процессе ценности образования могут являться фактором их гармонизации и дальнейшего совместного развития. Традиционные ценности и новые, вызванные социокультурными изменениями, находят в образовании общие основания, ориентируемые идеей совершенствования человека и общества. Наличие объединяющей идеи выгодно отличает образование от идейной неопределенности, характеризующей современную политику. Роль образования, таким образом, представляется значимой в современной политике памяти. Современная политика памяти должна исходить из понимания образования как сферы, воплощающей в себе социокультурное единство и всей силой педагогического воздействия утверждающей идею историко-культурной общности российского народа. Философия образования, весь комплекс наук об образовании приобретают статус теоретической основы современной политики памяти. Их роль в отборе историко-культурной информации, в выработке ценностных приоритетов, моделей и форм коллективного памятования должна рассматриваться как органическая часть решения проблемы воссоздания национально ориентированной политики памяти, отражающей интересы современного российского общества.
DOI: 10.15372/PHE20160110 |
Я.С. Трубовской
Академия педагогических и социальных наук, пер. Милютинский, 15/24, 101000, Москва, Россия
Ключевые слова: педагогика, Ленин, революция, отечественное образование, pedagogy, Lenin, revolution, domestic education
Страницы: 102-112 Подраздел: ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье автор рассматривает личность Ленина и влияние его деятельности на человечество с позиций педагогики. Приходит к выводу, что Ленин для отечественного образования - это исторически прожитый и дорого доставшийся человечеству опыт, это особый мир выдвигаемых целей и путей их достижения, позволяющий увидеть, как трудно и порой трагично поддаются решению выдвигаемые жизнью задачи и сколь велика ответственность каждого, берущего на себя смелость вести за собой людей.
DOI: 10.15372/PHE20160111 |
А.О. Карпов
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, 2-я Бауманская, 5, 105005, Москва, Россия a.o.karpov@gmail.com
Ключевые слова: образование, античность, современность, развитие, эпистема деятельности, исследовательское обучение, education, antiquity, present time, development, episteme of activity, research education
Страницы: 113-129 Подраздел: ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Статья посвящена исследованию онтологического уровня феномена «образование», который формирует перспективы развития и культурное ядро жизни общества. В качестве предпосылки исследования взяты положения М. Хайдеггера относительно онтологических оснований современного образования и связи его осмысления с древнегреческой мыслью. На основе анализа античной эпистемы деятельности (то есть системы представлений о формах и способах использования знания) эксплицированы принципы, определяющие онтологический горизонт развития современного образования. Указана область мультисекторальной системы образования, которая сегодня становится приемником и носителем этих принципов. Методологической основой проведенной научной работы является герменевтическое исследование первоисточников античности - произведений Ксенофонта, Платона, Аристотеля, результаты которого проецируются на современную образовательную ситуацию. В качестве онтологических компонент такой проекции выступают принципы античного tέχνη (лат. techne): соотнесение знания с миром реальных вещей, соединение теоретического понимания и практического искусства, ценностное опосредование деятельности через отношение к истине, творческое начало деятельности. На основе анализа значений понятия античного techne показаны возможности расширенного понимания технологизации обучения и познания. Рассмотрена перспектива развития парадигмально-дифференцированной системы современного образования как места порождения когнитивно-культурного разнообразия. Дана характеристика деятельностной эпистемы локуса исследовательского образования, начальные идеи которой были сформулированы в трудах И. Канта, В. Гумбольдта, К. Ясперса. Показано, что в исследовательском образовании учебный технологизм становится метапонятием, за которым стоят: а) сложная инструментально-временная структура взаимосвязанных познавательных методов и методик обучения, основанная на учебной операционализации научных исследований; б) комплекс открытых научно-познавательных проблем, разрабатываемых на разных этапах обучения; в) специфичные конфигурации творческой и дискурсивной сторон учебного познавательного акта, динамика социокогнитивного роста и проблемно-познавательные траектории личности; г) образовательная инфраструктура и «производящие» знание коллективы. Здесь учебный технологизм становится научно-инновационным. При этом эпистема исследовательского образования характеризуется через принципы античного techne следующим образом: 1) исследовательское обучение переносит дисциплинарные знания в мир реальных вещей, который накладывает на них условие аутентичности, а значит, познание становится на путь следования истине; 2) происходит технологизация полученных знаний, то есть они становятся способными осуществляться как деятельность в специализированных контекстах и придавать социокультурно объективирующий смысл учебным практикам, и, кроме того, эмпирическая деятельность обретает свое теоретическое обоснование; 3) познание получает свое оправдание в ценностном измерении и как продуктивная деятельность, создающая полезные для мира «вещи», и как внутренний, творящий себя рост личности; 4) учение становится творчеством в смысле генерации новых знаний и включения их в реальность, то есть инновационным актом для познающего субъекта.
DOI: 10.15372/PHE20160112 |
Т.А. Цицкун
Кубанский государственный университет, ул. Ставропольская, 149, 350040, г. Краснодар, Россия tt712472@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, Россия, экономическое возрождение, глобализационные процессы, globalization, economic revival of Russia, the globalization processes
Страницы: 130-137 Подраздел: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯИ НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье показывается, что экономика глобального мира предполагает особенную методологию исследования, которая должна учитывать не только интересы избранных, так называемых «цивилизованных» стран, но и особенности регионального мира, сложившихся социально-экономических традиций, менталитета и т. п. Анализируется ситуация, которая сложилась в современном экономическом образовании. Автор показывает, что многие проблемы образовательной сферы детерминированы общей неопределенностью, которая наблюдается в экономике не только России, но и всего мира. В основе подобной политики, направленной на разгосударствление, поскольку образование позиционируется как личное дело обучающегося, лежат либеральные концепции «свободного рынка». Образовательная реформа носит антигосударственный характер и задает антиобщественный тон экономическому образованию. Идея, на которой базируются все образовательные перемены последних трех десятков лет, предполагает позиционирование государства, общества и индивида как самодостаточных антиподов. При разработке новой системы экономического образования важно учитывать, что прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах теряет смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве. Автор обосновывает социальную потребность в выработке нового экономического образования, обусловленную интенсификацией глобализационных процессов в современном мире, в стороне от которых не осталась и Российская Федерация. Тем не менее российские ученые должны в максимальной степени учитывать отечественный опыт хозяйствования, а также реанимировать уникальные теоретические труды российских мыслителей.
DOI: 10.15372/PHE20160113 |
С.В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, 630126, г. Новосибирск, Россия kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: образование, российская экономика, тенденции развития, нестабильность, рынок труда, экономические риски, education, Russian economy, development trends, instability, labor market, economic risks
Страницы: 138-144 Подраздел: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Определяющей подсистемой социума является экономическая сфера общества, которая создает материально-финансовые условия для функционирования образования. Здесь же образуются и основные риски образования, обусловленные состоянием экономики. Конкретными источниками рисков являются резкая поляризация населения, различия регионов по уровню экономического развития, недофинансирование образования, колебания валютных курсов, неконтролируемая инфляция, резкое изменение темпов развития техники и технологий, нестабильность уровня спроса и предложения на рынке труда и др. В статье с позиций социальной философии (в аспекте проблем безопасности отечественного образования) рассматриваются экономические факторы, направления воздействия экономики на состояние образования и причины возникновения экономических рисков. Анализируется современное состояние российской экономики и тенденции ее развития по основным показателям, в том числе по выполнению социальных программ. В статье также выделяются основные внешние и внутренние риски в образовании, обусловленные состоянием экономики, и обосновываются пути их нейтрализации средствами образовательной политики государства и возможностями образовательных учреждений.
DOI: 10.15372/PHE20160114 |
А.Г. Манжуга, И.А. Синицина, С.Х. Асхадуллина, Э.Ф. Асхадуллин
Башкирский Государственный Университет, ул. Заки Влади, 32, 4500076, г. Уфа, Россия Mag-d@rambler.ru
Ключевые слова: методология, социально-гуманитарное знание, постнеклассическая научная рациональность, фрактал, резонанс, сознание, фрактально-резонансный подход, квантовый подход, принципы, квантовые феномены, квантовая психология, индивидуальная картина мира, нелинейный характер развития личности, многомерность, methodology, social-humanitarian knowledge, post-nonclassical scientific rationality, fractal, resonance, consciousness, the resonance-fractal approach, the quantum approach, principles, quantum phenomena, quantum psychology, individual picture of the world, non-linear nature of the development of the personality, multidimensionality
Страницы: 145-161 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Аннотация >>
В ракурсе постнеклассической научной парадигмы в методологии современного социально-гуманитарного знания возникает стремление включить в объяснительные схемы категорию человека, что открывает возможность анализировать такие междисциплинарные феномены, как субъектность, индивидуальность, личность, «духовное Я», сознание, совесть, нравственность. Объяснение сущности этих дефиниций требует осмысления, философской рефлексии, реинтерпретации методологических подходов в рамках современного социально-гуманитарного знания в целом. В статье рассматривается взаимосвязь фрактально-резонансного и квантового подходов, которые могут выступать в качестве объяснительного принципа явлений, имеющих отношение к получению социокультурного опыта в образовательном процессе. Характеризуя особенности человека как многомерного феномена, авторы представляют его в качестве информационной самоподобной структуры, пронизывающей физическое тело и являющейся источником нелинейных фракталов, взаимодействующей с миром и самим собой по принципу резонанса. Исходя из этого положения, они впервые формулируют сущностные характеристики фрактально-резонансного и квантового подходов применительно к сфере социально-гуманитарного знания. Обращаясь к методологии названных подходов, авторы представляют и описывают систему принципов, на которых основывается их реализация в современном образовании. В исследовании обобщен и систематизирован опыт отечественных и зарубежных ученых, который позволяет создать целостное представление о методологических возможностях фрактально-резонансного и квантового подходов в образовании. Особого внимания заслуживает сформулированная и теоретически обоснованная авторами система принципов фрактально-резонансного и квантового подходов, которая позволяет осуществлять трансляцию социокультурного опыта в образовательном процессе, основанную на закономерностях квантовой механики и теории фракталов. Несомненным достоинством данной статьи является концептуализация идей квантовой психологии и фрактальной педагогики и обоснование необходимости их применения в сфере современного образования. В ходе компаративистского анализа авторами высказывается мнение, что «реальность» одного классического мира включает множество альтернативных миров, которые несут в себе черты самоподобия, а большинство из них обладает полностью фрактальными, масштабно инвариантными формами. В контексте принципов фрактально-резонансного подхода обосновывается, что реальность и сознание представляют собой единое целое, где сознание можно рассматривать как взаимосвязь фрактальных структур внутреннего и внешнего миров человека, при этом квантовый подход дает возможность в полной мере выявить, как ментальное, идеальное соотносится с материальным, физическим, телесным.
DOI: 10.15372/PHE20160115 |
М.А. Петров
Сибирский федеральный университет, пр. Свободный, 79, 660041, г. Красноярск, Россия mipet@stu-kras.ru
Ключевые слова: творчество, творческий процесс, творческая деятельность, образование, образовательный процесс, система образования, эвристическое образование, художественный образ, обучение, воспитание, информация, знание, creativity, creative process, creative activity, education, educational process, education system, heuristic education, artistic image, training, upbringing, information, knowledge
Страницы: 161-171 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Аннотация >>
В статье выявляется онтологическая и гносеологическая взаимосвязь категорий «творчество» и «образование» в историко-философском контексте. Исследуется сущность понятия образа в образовании и творчестве. Затрагиваются основные проблемные сферы современного образовательного процесса и намечаются пути их разрешения посредством эвристической модели обучения и творческого подхода в образовании. Генеральной линией развития современной образовательной системы представляется создание необходимых условий для полноценной реализации в личности широкого и гибкого творческого мышления в контексте интеграционных образовательных реалий. Лишь творчески ориентированное образование способно воспитать нестандартно мыслящих людей в разнообразных областях знаний. Автор показывает, что творческий подход в образовании детерминирован целостным восприятием творческого субъекта, где бессознательные характеристики личности, будучи предпосылкой творческой активности, играют не меньшую роль, нежели рациональное мышление, что, в свою очередь, обусловливает стирание границ между обучением и воспитанием. Только посредством творческой деятельности как генерализирующего элемента образовательной парадигмы становится возможным всестороннее осмысление и нестандартное решение учебных и житейских задач различного уровня сложности, развитие когнитивной самостоятельности и поисковой активности личности.
DOI: 10.15372/PHE20160116 |
В.М. Резников
Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, 630090, г. Новосибирск, Россия mathphil1976@gmail.com
Ключевые слова: адекватность математической дисциплины, теория вероятностей, математическая и прикладная статистика, философия и методология науки, adequacy of mathematical discipline, theory of probability, mathematical and applied statistics, methodology and philosophy of science
Страницы: 171-178 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Аннотация >>
Статья посвящена проблеме адекватности математики - значимой, междисциплинарной проблеме, охватывающей чистую математику, прикладную математику, философию и методологию науки, педагогику и др. Существуют сугубо философские подходы к проблеме адекватности математики, основанные на тезисе о неустранимости математики из наиболее успешных естественнонаучных теорий. Однако, по-нашему мнению, они не представляют интереса для реальных приложений. Во-первых, в подавляющем большинстве научные дисциплины не являются формализованными. Во-вторых, на основе теорий решается менее одного процента научных проблем. В-третьих, даже в физике роль теорий ограничена теоретическими проблемами, а для объяснений конкретных физических явлений используют эмпирические законы и модели физических теорий. Цель работы состоит в проведении методологического анализа реальных применений прикладной математической статистики. Дело в том, что несмотря интенсивное применение математики практически во всех областях знания, современный формальный аппарат не вполне соотвеетствует корректному применению математики. Известные требования к применению математики не являются строгими, и корректное применение математики относится скорее к искусству, чем к сфере науки. Проблемы корректного и эффективного применения математики являются актуальными, так как они важны для научной практики, однако не получили должного внимания в философской и методологической литературе. Основная идея работы состоит в демонстрации эффективности методологического анализа в контексте реальных применений. В работе на основе предложенного понятия базового свойства математической дисциплины сформулированы требования к применимости математической дисциплины. Так как множество требований не является полным, предлагается стратегия по уточнению требований, которая заключается в определении свойств математических объектов, способствующих или препятствующих применению формального аппарата. В результате такой работы уточняется понятие адекватности математической дисциплины, в частности прикладной статистики. Сложности использования прикладной статистики вызывают появление новых перспективных направлений в статистике. Все известные потенции математической статистики так или иначе связаны с развитием общих и прикладных статистических идей. Однако для успеха в совершенствовании статистической науки в целом необходимо совершенствовать методологию преподавания статистических дисциплин и осуществлять организационную модификацию статистических подразделений.
DOI: 10.15372/PHE20160117 |
Г.Г. Гранатов
Магнитогорский государственный технический университет, пр. Ленина, 38, 455000, г. Магнитолгорск, Россия granatov@rambler.ru
Ключевые слова: контроль, профессионально-педагогическое мышление, концепция дополнительности, программирование, понятие, рефлексия, диагностика, развивающее образование, control, professional-pedagogical thinking, concept of complementarity, programming, notion, reflection, diagnostics, developing education
Страницы: 179-195 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Аннотация >>
Автор статьи отмечает, что в настоящее время в связи с внедрением дистанционного образования в отечественные вузы возникла необходимость повсеместного использования оперативного стандартизированного тестирования. Тесты наряду с достоинствами (оценка эрудиции, способности актуализировать знания, тренировка механической памяти и т. д.) имеют существенные недостатки: формальные и не всегда информационно-сущностные и значимые вопросы или задания и формализованные варианты ответов, которые не затрагивают сути вопроса (задания), слабо связываются с его содержанием и лишь отражают формальную его сторону. Кроме того, главной опасностью применения подобных вариантов автор считает «угадывание» правильных ответов или их выбор методом исключения абсурдных или случайных вариантов. Эти тесты не нацелены на развитие познавательных умений учащихся и на одновременную взаимодополняющую реализацию поэлементного и пооперационного анализа и контроля знаний и умений, умножающую его дидактические функции. По мнению автора, правильное сочетание вопросов и вариантов ответов на них, выходящих за пределы темы (в том числе вопросов прикладного характера), позволяет с помощью программированных упражнений сделать содержание контрольных тестов отвечающим задачам развития мышления. Программированные варианты ответов - это система «опорных точек», которые намечаются при составлении задания и через которые движется мысль студента. Такие варианты ответов задают программу их мыслительной деятельности. Программированные варианты ответов определяют границы области мыслительных действий, указывают на объекты или определенные стороны одного и того же объекта, на которых должна быть сосредоточена мысль, задают направленность и последовательность перехода мысли от одного объекта к другому на начальном этапе, содействуют проникновению мысли в сущность объекта (в понятие о нем). В статье выделены общие требования к составлению программированных упражнений, их вопросам и ответам. Приведен пример программмированного упражнения по проблемному изучению, развитию и контролю усвоения будущими социальными работниками, педагогами и методистами интегративного понятия о профессионально-педагогическом мышлении.
DOI: 10.15372/PHE20160118 |
К.А. Кравченко, О.В. Шаляпин
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, 630126, г. Новосибирск, Россия kka-78@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая установка, профессиональное восприятие, рисунок натюрморта, поисковые форэскизы, упражнения, pedagogical mindset, professional perception, still life drawing, search brief sketches, exercises
Страницы: 195-202 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Аннотация >>
Авторы отмечают, что в основе обучения академическому рисунку на художественных факультетах педагогических вузов лежит организованнный процесс научного познания, а также овладения методологическими знаниями по академическому рисунку. Инструментом управления процессом обучения рисунку является педагогическая установка, которая позволяет пробудить у студентов целенаправленное видение натуры, продиктованное конкретными учебными задачами, а также личностно-оценочное отношение к процессу изображения. Педагогическая установка помогает последовательно и постепенно формировать профессиональные компетенции рисовальщика, так как очевидно, что процесс построения изображения каждый раз сопровождается определенными целями и задачами зрительного восприятия. Именно целевая установка создает определенную форму психической организации деятельности, обусловливая подвижность восприятия и активность формирования изобразительных представлений, что позволяет найти принципиальное направление для решения изобразительных задач. При этом количество установок определяется количеством этапов работы над изображением и методической последовательностью усложнения учебного материала. В статье обосновано утверждение, что базовым методом обучения академическому рисунку и постижения изобразительной грамоты является исследовательский метод. Его сущность обусловлена его функциями: на основе целенаправленного наблюдения формируется профессиональное художественное восприятие; организуется последовательное усвоение знаний, то есть применяются известные знания, приобретенные на ранних этапах обучения, для решения более сложных задач и в результате такого решения добываются новые знания, а также обеспечивается овладение методами научного и художественного познания в процессе изобразительной деятельности, то есть реализуется первоначальный замысел в академическом рисунке. В художественно-педагогическом образовании этот процесс традиционно начинается с изображения натюрморта, который является особенно ценным объектом для познания основ изобразительной грамоты, наглядно и доступно демонстрируя различные закономерности формы в пространстве и их композиционное взаимодействие. Авторы предлагают строить обучение рисунку натюрморта, используя комплекс последовательно усложняющихся заданий: поисковых, кратковременно-тренировочных и длительно-творческих. В результате каждое академическое задание будет представлено одной завершенной работой и серией форэскизов и упражнений - этапов изучения теоретических и практических вопросов изобразительной грамоты.
DOI: 10.15372/PHE20160119 |
К.А. Кравченко1, Н.П. Головачева2
1Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, 630126, г. Новосибирск, Россия kka-78@mail.ru 2Омский государственный педагогический университет, Набережная им. Тухачевского, 14, 644099, Омск, Россия 26gala.natali@mail.ru
Ключевые слова: система изображения, гармония, ритм, пространственно-ритмическая система изображения, system of the image, harmony, rhythm, spatial-rhythmic system of depiction
Страницы: 202-210 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Аннотация >>
Авторы анализируют способы графического изображения, развивающиеся в процессе эволюции изобразительного искусства, изменяющие характер, содержание, принципы и организационные формы. Современные ученые на основе анализа особенностей восприятия формы в процессе рисования предлагают следующую классификацию систем изображения: условно-схематическая, контурно-схематическая, конструктивно-пространственная, пространственно-пластическая, ассоциативно-тоновая. В статье отмечается, что процесс обучения рисунку строится на развитии систем графического изображения и в соответствии с ними. Исторически первой возникла система условно-схематического изображения, основанная на восприятии основных признаков натурного объекта и передаче этих признаков в рисунке (наскальные рисунки древних людей, каноны Древнего Египта, Средневековое искусство, Древнерусское искусство), при этом схематизм изображения является проявлением процесса последовательного упрощения формы. Система контурно-схематического изображения, развившаяся в искусстве Древней Греции, предполагает дифференцированное освоение элементарных закономерностей изображения. При этом формируется видение взаимосвязи опорных точек между собой при плоскостном восприятии объемной формы, развивается способность к анализу и сравнению пропорций, появляется точность передачи в изображении контура формы с помощью линейной перспективы. Художники эпохи Возрождения в качестве главной задачи рисовальщика определили научно-аналитическую работу, которая ориентирована на познание конструкции, сущности формообразования и является процессом познания образов натурных объектов. Авторы отмечают, что научно-методические разработки художников эпохи Возрождения и на сегодняшний день являются той необходимой базой для проектирования современных инновационных методик и дают возможность разрабатывать новые системы изображения. Задача современного педагога в процессе обучения рисунку - направить внимание студента от живого наблюдения к абстрагированию, от внешней формы натуры к ее конструкции, пропорциям, внутренней ритмической организации, направляя академический рисунок к разработке пространственно-ритмической системы изображения, которая проявляет себя в гармоническом построении рисунка на основе ритма.
DOI: 10.15372/PHE20160120 |
Л.Г. Медведев1, С.П. Ломов2
1Омский государственный педагогический университет, Набережная им. Тухачевского, 14, 644099, Омск, Россия lgmedvedev_omgpu@mail.ru 2Московский педагогический государственный университет, ул. Малая Пироговская, 1/1, 119991, Москва, Россия splomow@mail.ru
Ключевые слова: композиция, грамота, творчество, эмоциональность, образность, замысел, гармоничность, composition, literacy, creativity, emotionality, imagery, vision, harmony
Страницы: 210-218 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Аннотация >>
В статье ставится проблема формирования творческого отношения к композиционным знаниям, основанного на эмоционально-образном восприятии, формировании первоначального замысла, определяющего общее направление изобразительных действий художника. Основу грамотной композиции составляют проверенные временем базовые законы композиции, рисунка, живописи, сформулированные художниками за многовековую историю развития изобразительного искусства. Автор акцентирует внимание на том, что композиционному процессу свойственно прежде всего творческое начало, которое не может регламентироваться только знанием объективных правил реалистического изображения. Творческое начало любой композиции начинается с рождения субъективного замысла, который во многом обусловливается эмоционально-образным фактором, формирующим эстетическую составляющую композиции, ее выразительность. Именно эмоционально-образный компонент активизируют познавательный и творческий процессы. Неоспоримыми композиционными компонентами считаются важнейшие принципы: соразмерность и пропорциональность, целостность и соподчиненность, равновесие и ритм, единство и аналогия, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, органичность и гармоничность. Автором отмечается, что для профессионального художника знание законов, правил, а также владение приемами и средствами создания композиции на подсознательном уровне связано с воплощением художественно-образного замысла в диалектическом единстве содержания и изобразительной формы. В то же время композиционная работа студентов зачастую определяется только логикой установки педагога и зависит от формальных признаков, связанных с наличием первоначальных умений и навыков изображения, а также с уровнем сформированного восприятия для изображения. И здесь важно обратить внимание на то, что выполнение конкретной композиционной задачи в учебном процессе не предполагает наличие единственно правильного решения, поскольку для выполнения задания от обучаемых требуются свои, оригинальные варианты решения, что собственно и определяет творческий характер этой деятельности. Композиция в изобразительном искусстве - это двуединый процесс формирования мысленного образа и процесс материального воплощения этого образа на изобразительную плоскость, поэтому всякое изображение необходимо воспринимать в двух аспектах: смысловом и пространственно-пластическом. В учебном процессе это выражается в выявлении смыслового содержания темы будущей композиции, формировании на его основе художественного замысла и проектирования методической последовательности ведения работы над созданием композиции с учетом применения композиционных законов, приемов построения изображения, создания художественного образа.
DOI: 10.15372/PHE20160121 |
|