|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 3.145.103.169
[SESS_TIME] => 1732184374
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => c37eda42eba1b03090b065e4aae80d35
[UNIQUE_KEY] => 2736e1540c8720fd0f2df0f6dc7949cd
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2016 год, номер 2
А.Р. БАХТИЗИН1, Е.М. БУХВАЛЬД2, А.В. КОЛЬЧУГИНА2
1Центральный экономико-математический институт РАН, Нахимовский просп., 47, Москва, 117418, Россия cgemodel@yandeх.ru 2Институт экономики РАН, Нахимовский просп., 32, Москва, 117218, Россия buchvald@mail.ru
Ключевые слова: субъекты Федерации, экономическая дифференциация регионов, региональная политика, subjects of the Russian Federation, economic differentiation of regions, regional policy
Страницы: 3-22 Подраздел: Региональная политика и экономические проблемы федерализма
Аннотация >>
В статье оцениваются причины, тенденции и перспективы социально-экономической дифференциации субъектов Федерации, в том числе с позиции готовности их экономик к переходу на путь инновационного развития. Анализируются актуальные задачи политики регионального развития, приводится современное понимание приоритетов в преодолении межрегиональной экономической дифференциации. Дается обоснование путей интеграции федеральной инновационной политики и политики регионального развития. С этой целью выделяются группы регионов, объединенные общим уровнем социально-экономического развития, но также характеризуемые специфическими чертами имеющегося у них инвестиционного, инновационного и социального потенциала. Выявлена зависимость темпов роста экономики региона от показателей развития его инвестиционного, инновационного и социального потенциала. Сделан вывод, что только гибкие подходы в региональной политике федерального центра, учитывающие специфику потенциалов различных групп регионов, позволят преодолеть межрегиональную экономическую дифференциацию, в том числе и по показателям инновационного развития.
DOI: 10.15372/REG20160201 |
А.Н. БУФЕТОВА
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, просп. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия anb@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: регионы России, уровень экономического развития, пространственная концентрация экономической активности, распределение экономической активности, эволюция распределения, финальное (эргодическое) распределение, Russian regions, level of economic development, spatial concentration of economic activity, distribution of economic activity, evolution of distribution, final (ergodic) distribution
Страницы: 23-41 Подраздел: Экономические проблемы развития регионов
Аннотация >>
С использованием количественных методов и качественного анализа исследуется пространственное распределение экономической активности в России. Характеристики эволюции распределения экономической активности получены с помощью подхода, основанного на анализе марковских цепей и индексов мобильности. Исследование показало, что в современной российской экономике продолжаются процессы пространственной концентрации производства. Наряду с сохранением и усилением позиций уже существующих центров формируется ряд новых, одновременно несколько ослабевает роль прежних центров ресурсной специализации. Анализ эволюции распределения продемонстрировал наличие активной «ловушки бедности», «ловушки богатства» и тенденцию к формированию «срединной» группы регионов по уровню экономической активности. Финальное распределение регионов по уровню экономической активности, достижимое при сохранении тенденций исследуемого периода, показывает формирование достаточно обширного полюса относительной бедности и полюса богатства, концентрирующего значительную долю производства добавленной стоимости. Формирующаяся группа регионов со средним уровнем развития относительно немногочисленна. В таких условиях региональная политика, направленная на стимулирование развитых регионов, только усиливает происходящие процессы поляризации. Более адекватной представляется политика, направленная на сглаживание неравномерного территориального развития во избежание чрезмерного углубления межрегиональных различий и неравенства.
DOI: 10.15372/REG20160202 |
С.П. ЗЕМЦОВ1, В.В. КЛИМАНОВ2, Е.А. БУГАЕВА3
1Институт прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственных служащих при Президенте Российской Федерации, просп. Вернадского, 82, стр. 1, Москва, 119571, Россия spzemtsov@gmail.com 2Российская академия народного хозяйства и государственных служащих при Президенте Российской Федерации, просп. Вернадского, 82, стр. 1, Москва, 119571, Россия vvk@irof.ru 3Комитет департамента экономики администрации Томской области, пл. Ленина, 6, Томск, 634050, Россия bugaevaea@tomsk.gov.ru
Ключевые слова: Томская область, районирование, экономический пояс, пространственное планирование, пропульсивные отрасли, Tomsk Oblast, subdivision into districts, economic zone, spatial planning, propulsion industries
Страницы: 42-61 Подраздел: Экономические проблемы развития регионов
Аннотация >>
В статье представлена методика экономического районирования региона, примененная для Томской области. Основой для районирования служит концепция пропульсивных отраслей, полюсов и осей роста. Показано, что развитие Томской области отличается крайней неоднородностью. Выделено три экономических пояса в зависимости от плотности экономической деятельности, специализации и удаленности от Томска. Определены приоритеты развития различных частей Томской области до 2030 г. Основным пространственным приоритетом обозначена Томская агломерация как центр научных исследований и высокотехнологичной промышленности. Приведены сценарии пространственного развития в зависимости от реализации крупных инфраструктурных проектов.
DOI: 10.15372/REG20160203 |
Н.А. КРАВЧЕНКО, В.И. КЛИСТОРИН, Г.В. ЖДАН, П.А. АВЕРКИН
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, просп. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия natakravchenko20@mail.ru
Ключевые слова: реиндустриализация, программа реиндустриализации, система управления программой, дорожная карта, Новосибирская область, reindustrialization, program for reindustrialization, program management system, roadmap, Novosibirsk Oblast
Страницы: 62-80 Подраздел: Экономические проблемы развития регионов
Аннотация >>
В статье обосновывается система управления Программой реиндустриализации экономики Новосибирской области, базирующаяся на учете институциональных условий и экономической ситуации в регионе. Аргументировано, что успешность реализации программы определяется возможностями консолидации усилий заинтересованных сторон, поэтому необходимо учитывать интересы, мотивацию и уровень доверия всех ее участников. Показано, что обязательными условиями являются ясность и прозрачность системы управления программой и процедур принятия решений. Предложена схема управления программой, разработан механизм ее реализации. Показано, что для осуществления программы необходимо совершенствовать систему выработки приоритетов поддержки, упростить процедуры и обеспечить максимальную доступность локальных ресурсов для развития бизнеса, расширить возможности использования государственной собственности и системы государственных закупок для стимулирования спроса на продукцию компаний Новосибирской области.
DOI: 10.15372/REG20160204 |
М.В. НЕСЕНА1, В.М. РАЗУМОВСКИЙ2
1ЗАО МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 1-я Красноармейская, 25, Санкт-Петербург, 190005, Россия mnesena@leontief.ru 2Санкт-Петербургский государственный экономический университет, ул. Садовая, 21, Санкт-Петербург, 191023, Россия dept.krep@unecon.ru
Ключевые слова: регион, этническое разнообразие, гетерогенность населения по стране и региону происхождения, производительность труда, совокупная факторная производительность региона, region, ethnic diversity, population heterogeneity by country and region of origin, labor productivity, total factor productivity in a region
Страницы: 81-101 Подраздел: Социальные проблемы регионального развития
Аннотация >>
В статье рассматриваются показатели производительности экономики российских регионов и их ассоциация с гетерогенностью населения по этнолингвистической принадлежности, по стране и региону происхождения. Методологической базой исследования послужили неоклассическая теория экономического роста и новая экономическая география. В исследовании дана оценка производительности труда, фондоотдачи и совокупной факторной производительности регионов на основе макроэкономического подхода. В качестве инструментария использовались многомерные статистические методы, эконометрические модели панельных данных, в том числе с пространственными эффектами. Результаты исследования показали, что производительность труда и совокупная факторная производительность положительно ассоциированы с гетерогенностью населения по стране и региону происхождения. Этот эффект является устойчивым для регионов с более высокой плотностью населения. Также показано, что регионы, которые развивают сферу НИОКР, наращивают человеческий капитал и притягивают миграционные потоки, являются, в свою очередь, источниками роста совокупной факторной производительности соседних регионов. Областью применения полученных результатов является региональная экономическая политика.
DOI: 10.15372/REG20160205 |
Н.Д. ВАВИЛИНА1, Д.А. КОТОВ2
1Новый сибирский институт, ул. Объединения, 82/2, Новосибирск, 630027, Россия nsu@nsu.gcom.ru 2Департамент информационной политики администрации г. Красноярска, ул. Карла Маркса, 93, Красноярск, 660049, Россия kotov-da@yandex.ru
Ключевые слова: социальная напряженность, социальная тревожность, социальные проблемы, конформистские позиции, протестные настроения, social tension, social anxiety, social problems, conformist position, the protest mood
Страницы: 102-120 Подраздел: Социальные проблемы регионального развития
Аннотация >>
Представлены результаты мониторингового исследования социального самочувствия жителей г. Красноярска. Показана уникальная ситуация 2014 г., когда несмотря на рост социальной напряженности и социальной тревожности, начал снижаться уровень протестной активности. Рассмотрены условия, способствующие формированию такого социального феномена. Определены источники роста доверия к основным политическим и социальным институтам. Дана характеристика возможностей сотрудничества населения и власти. Зафиксирован значительный рост конформистских настроений. Отмечаются кратковременность такого «социального мира» и неизбежность перехода к другому характеру социальных отношений, если не возникнут новые стратегии регионального развития.
DOI: 10.15372/REG20160206 |
Г.Ф. РОМАШКИНА, А.О. ВЫЛЕГЖАНИНА
Тюменский государственный университет, ул. Ленина, 16, Тюмень, 625003, Россия g.f.romashkina@utmn.ru
Ключевые слова: Ямало-Ненецкий автономный округ, циркумполярная зона, экологические проблемы, антропогенное воздействие, социальная политика, экология человека, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, circumpolar area, environmental problems, anthropogenic impact, social policy, human ecology
Страницы: 121-132 Подраздел: Социальные проблемы регионального развития
Аннотация >>
В статье на примере Ямало-Ненецкого автономного округа анализируются социально-экономические аспекты проблем экологии человека в циркумполярной зоне на основе данных об экологических проблемах и экологически обусловленных заболеваниях и данных о субъективных представлениях людей об их экологической незащищенности. Выявлено, что уровень восприимчивости людей к объективной экологической ситуации в ЯНАО, зафиксированный через субъективные ощущения незащищенности от экологической угрозы, является одним из ключевых параметров социального самочувствия жителей этого региона. Сделан вывод об относительно низком уровне ощущения экологической угрозы в выборке жителей округа по сравнению с выборкой жителей РФ в целом и о его снижении со временем при повышении реальных экологических рисков и угроз здоровью людей, связанных с неблагоприятной экологической обстановкой. Несоответствие субъективных представлений об экологических угрозах объективному росту экологической опасности определено как значимый социально-психологический фактор экологического риска. Показано, как можно повысить социально-психологическую осознанность экологических проблем на практике.
DOI: 10.15372/REG20160207 |
Б.Л. ЛАВРОВСКИЙ1, Р.С. ЛУЗИН1, И.А. МУРЗОВ2
1Новосибирский государственный технический университет, пр. К. Маркса, 20, Новосибирск, 630092, Россия boris.lavrovski@gmail.com 2ООО «СибГарантМед», ул. Б. Богаткова, 26/1, Новосибирск, 630102, Россия murzov@bk.ru
Ключевые слова: регион, инновационная деятельность, инвестиции, экономическая динамика, производительность труда, region, innovation activity, investment, economic dynamics, workforce productivity
Страницы: 133-153 Подраздел: Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Аннотация >>
В статье предложен подход к измерению и оценке инновационного фактора на макро- и региональном уровне, свободный от использования общепринятых «инновационных» индикаторов. Инновационная деятельность рассматривается как сила, способная притормозить или даже преодолеть объективную тенденцию к росту удельных инвестиций при переходе к более высокому технологическому уровню производства. Влияние инновационного фактора оценивается исключительно в связи с соотношением инвестиционных усилий и обусловленных ими показателей экономической динамики, роста производительности труда. С использованием конкретной методики приведены оценки интенсивности инновационной деятельности в сфере инвестиций применительно к российским регионам за периоды 2005-2007 гг. и 2008-2013 гг. Показаны заметные расхождения в составе регионов-лидеров относительно приводимого в некоторых публикациях. Оказалось, что важные характеристики экономического развития регионов-лидеров, идентифицированных с помощью предложенной методики, выглядят заметно предпочтительнее характеристик «инновационных» лидеров, выделенных с использованием традиционных ранго-рейтинговых подходов. Применительно к сибирским регионам отмечена серьезная поляризация показателей интенсивности инновационной деятельности. Регионов со срединными показателями фактически нет.
DOI: 10.15372/REG20160208 |
А.А. КИН
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, просп. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия kin_a@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: Восточная Сибирь, Дальний Восток, крупномасштабный проект, трансграничный газопровод В«Сила СибириВ», газохимия, социальная и экономическая эффективность, Eastern Siberia, Far East, large-scale project, the Power of Siberia cross-country gas pipeline, chemical utilization of natural gas, social and economic efficiency
Страницы: 154-164 Подраздел: Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Аннотация >>
В статье показано, что реализация крупномасштабного проекта, включающего сооружение трансграничного газопровода «Сила Сибири», освоение месторождений газа Сибирской платформы, строительство газоперерабатывающего завода и гелиевого комплекса, окажет позитивное влияние на экономическое развитие регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока и повысит их инвестиционную привлекательность. Важным социальным результатом реализации проекта «Сила Сибири» станет увеличение занятости на предприятиях по производству оборудования и комплектующих частей для газовой промышленности, в организациях строительного комплекса и др. Трасса газопровода «Сила Сибири» выбрана так, что позволит газифицировать максимально возможное количество населенных пунктов. Газификация домохозяйств и предприятий регионов улучшит качество жизни населения, экологическую обстановку, позволит организовать ряд новых высокоэффективных производств и отраслей промышленности, повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.
DOI: 10.15372/REG20160209 |
Н.М. СЫСОЕВА, А.Н. КУЗНЕЦОВА
Иркутский научный центр СО РАН, ул. Лермонтова, 134, Иркутск, 664033, Россия syssoeva@oresp.irk.ru
Ключевые слова: магистральный газопровод В«Сила СибириВ», трасса трубопровода, Ковыктинское газоконденсатное месторождение, занятость населения, налоговые поступления, газификация, нефтегазохимический кластер, the Power of Siberia pipeline, pipeline route, the Kovykta gas and condensate field, employment, tax revenues, gasification, oil and gas chemical cluster
Страницы: 165-180 Подраздел: Региональные и межрегиональные аспекты структурной и инвестиционной политики
Аннотация >>
В статье излагаются результаты исследования воздействия газопровода «Сила Сибири» на экономическое развитие районов Иркутской области, по которым пройдет трасса. Установлено, что подключение Ковыктинского газоконденсатного месторождения к трансграничному газопроводу «Сила Сибири» не оказывает существенного влияния на социально-экономическое развитие области. Газификация населенных пунктов реальна только в районе добычи газа, новых значимых элементов инфраструктуры проект магистрального газопровода не предусматривает, рост бюджетных поступлений снижается федеральными льготами. Альтернативой ведомственному подходу является дополнение данного проекта строительством регионального трубопровода с подачей газа на юго-восток области, что даст толчок развитию газопереработки в составе сложившегося нефтехимического комплекса на новой технологической базе, а также общей перестройке промышленности на основе газификации.
DOI: 10.15372/REG20160210 |
Б.С. ЖИХАРЕВИЧ, Т.К. ПРИБЫШИН
МЦСЭИ «Леонтьевский центр», ул. 7-я Красноармейская, 25, литера А, Санкт-Петербург, 190005, Россия zhikh@leontief.ru
Ключевые слова: муниципальное стратегическое планирование, муниципальное управление, стратегии, социально-экономическое развитие, municipal strategic planning, municipal administration, strategies, socio-economic development
Страницы: 181-200 Подраздел: Проблемы местного самоуправления и муниципального развития
Аннотация >>
В статье рассмотрен процесс поиска ответа на вопрос о том, какими качествами должны обладать хорошие муниципальные стратегии социально-экономического развития. Инструментом является анализ результатов и материалов конкурса городских стратегий, проходившего в 2014 г. среди городов России с населением более 100 тыс. чел. Проведен анализ свойств, по которым различаются стратегии городов, а также систематизированы прямые высказывания членов жюри и мэров городов-финалистов о качествах хороших стратегий. Сформировано согласованное мнение: хорошая муниципальная стратегия должна быть амбициозной (нацеленной на высокие результаты), снабженной продуманным механизмом реализации и мониторинга, концентрирующей усилия вокруг приоритетных флагманских проектов, она должна быть разработана под руководством главы города совместно с ключевыми участниками городского развития, ее должно понять и принять местное сообщество.
DOI: 10.15372/REG20160211 |
С.А. КУЗНЕЦОВА
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, просп. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия kuzosvet@mail.ru
Ключевые слова: инновационная система, инновационное поведение, малый и средний бизнес, инструменты государственной поддержки, innovation system, innovative behavior, small and medium-sized enterprises, public support tools
Страницы: 201-221 Подраздел: Экономика предприятий
Аннотация >>
Разнообразие точек зрения на вклад малого, среднего и крупного бизнеса в инновационное развитие России и подходов к исследованию этой проблемы свидетельствует о том, что данная область продолжает оставаться дискуссионным полем. В статье показаны причины того, почему малые и средние компании вносят незначительный вклад в инновационное развитие. На материалах опроса руководителей предприятий Новосибирской области выявлено, что для большинства предприятий характерна консервативная модель поведения. В новых экономических реалиях их инновационные цели по-прежнему связаны с обновлением и расширением производственных мощностей. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как основы для разработки принципиально новой конкурентоспособной продукции заявлено в качестве приоритета только небольшим количеством обследованных компаний. Среди широкого спектра мер государственной поддержки предпринимательства, направленных на снижение институциональных и структурных барьеров, наибольшее значение для малых и средних компаний имеют финансовые инструменты. Помощь в развитии кооперационных связей и сетевых взаимодействий пока не осознана в качестве приоритетной.
DOI: 10.15372/REG20160212 |
О.И. ЕГОРОВ
Институт экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, ул. Курмангазы, 29, Алматы, 050010, Республика Казахстан olivegorov@mail.ru
Ключевые слова: Республика Казахстан, нефтяной комплекс, нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплексы, качество сырья, the Republic of Kazakhstan, oil sector, oil refining and petrochemical facilities, raw materials quality
Страницы: 222-236 Подраздел: Зарубежный опыт региональной науки, региональной политики и территориального развития
Аннотация >>
В статье обоснованы направления роста доли перерабатывающего сектора Казахстана в общей структуре промышленного производства и выпуска товарной продукции с высокой добавленной стоимостью. Такой вектор развития приведет к сбалансированности в использовании углеводородных ресурсов, что позволит определить конкретные потребности в исходном сырье нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, объемы экспортных поставок. Решение проблемы сбалансированности объемов добычи, экспорта и переработки углеводородного сырья с учетом его качественных параметров сыграет положительную роль в изменении структуры промышленного производства в сторону увеличения доли перерабатывающего сектора.
DOI: 10.15372/REG20160213 |
С. ТОНКОВА1, О.П. БУРМАТОВА2
1Университет национальной и мировой экономики, Студенческий городок «Мр. Ботев», OSMI Dekemvri ул., 1, 1700 София, Болгария tonkova@unwe.bg 2Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, просп. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия burmatova@ngs.ru
Ключевые слова: территориальный кластер, конкурентоспособность региона, кластерная политика, Европейский союз, Болгария, муниципалитет Севлиево, territorial cluster, regional competitiveness, cluster policy, European Union, Bulgaria, Sevlievo Municipality
Страницы: 237-252 Подраздел: Зарубежный опыт региональной науки, региональной политики и территориального развития
Аннотация >>
В статье на примере мирового опыта активизации инновационной среды в экономике исследованы проблемы и возможности формирования кластеров. На основе сравнения региональной политики, проводимой после 2006 г. в Европейском союзе и Болгарии, раскрыта особенность кластерного подхода в Болгарии в контексте европейской политики по поддержке развития кластеров. Сделан акцент на приоритетах, определенных в Национальной стратегии развития Болгарии. Показана роль государства и местных органов власти в формировании и реализации кластерной политики. Рассмотрены услуги, предоставляемые по линии косвенных нефинансовых инструментов для поддержки развития кластеров в ЕС и по линии финансовой поддержки кластерных инициатив в Болгарии. На примере конкретного региона - муниципального образования Севлиево показан опыт реализации кластерного подхода в Болгарии.
DOI: 10.15372/REG20160214 |
JERRY P. WHITE
Western Ontario University, London, Ontario, Canada, N6A 5C2 white@uwo.ca
Ключевые слова: Canada, Indigenous peoples, educational attainment, educational policy
Страницы: 253-268 Подраздел: Зарубежный опыт региональной науки, региональной политики и территориального развития
Аннотация >>
The article describes the reasons for low educational attainment levels among Indigenous peoples in Canada as compared to the non-Indigenous population. We examined intra-Indigenous trends in educational attainment and compared attainment levels between Indigenous and non-Indigenouspopulations in Canada across high school and post-secondary education (PSE). Indigenouspeoples' educational attainment in Canada is improving: post-secondary attainment increased by 86 percent between 1996 and 2011. This tendency is observed for Metis, off reserve, and non-Status Indians. We justify regional policies aimed at developing the emerging trends for Indigenous peoples' education in Canada.
DOI: 10.15372/REG20160215 |
|