Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.216.190.167
    [SESS_TIME] => 1713254948
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => ee2c4ec1e60587289854db0a724900dd
    [UNIQUE_KEY] => 945018f92163f5d518da26374e2eb2e9
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 2

НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ В СТРУКТУРНОМ РАЗВИТИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Н.А. Князев1, Р.Г. Буянкина2, Р.А. Зуков2
1Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева, 660037 Россия, г. Красноярск, проспект им. газеты Красноярский рабочий, 31
knyazev@sibsau.ru
2Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, 660022 Россия, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1
buyankinar@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, научные основания, интеграция научного знания, методология исследования, рационалистические ценности современной науки, philosophy of education, scientific bases, integration of scientific knowledge, research methodology, rationalist values of modern science
Страницы: 17-27
Подраздел: НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация

Анализируются научные основания в структуре дисциплинарного развития философии образования. Основания рассматриваются как ее атрибутивные характеристики, являющиеся «генетическими» гарантами воспроизводства качественного результата и дисциплинарного своеобразия. Одним из главных источников содержательного наполнения как самой философии образования, так и ее предметно-методологических оснований являются интеграционные процессы, охватившие всю систему современного научного знания. Цель статьи - установить разнообразие форм интеграционных процессов в сфере философии образования, возможности их взаимодействия с новейшими «продуктами» методологии научного познания и новыми способами методологического сопровождения в области приращения нового научного знания. Всесторонний и конструктивный подход к решению интеграционных проблем, обозначенных в рамках философии образования, неизбежно открывает еще один актуальный аспект междисциплинарных процессов. Этот аспект касается интеграционного единства методологической и научно-методической сторон существования научных дисциплин, преподаваемых в современных российских университетах. Речь идет прежде всего о профильных дисциплинах в учебных программах, по которым на старших курсах готовятся к выпуску будущие специалисты, инженеры-исследователи и магистры. Органическая связь между методологическим и научно-методическим уровнями познания позволила сформулировать в статье ряд проблем, в рамках которых решаются принципиальные вопросы выпуска первоклассных специалистов. Одна из таких проблем состоит в необходимости устранения образовавшегося пробела между интеграционными реалиями внутри дисциплинарного существования научного знания, с которыми имеет дело будущий специалист или будущий инженер-исследователь, и философско-методологическими аспектами понимания этих реалий. Этот научно-методический пробел в учебном процессе вуза нельзя недооценивать, так как философски обобщенный аспект решения данной проблемы предполагает его раскрытие со стороны наиболее устойчивых и глубоких закономерностей развития современного научного и научно-технического знания. Философский аспект решения обозначенной учебной проблемы не просто вооружает специалиста существенными методологическими и мировоззренческими компетенциями, он формирует в процессе теоретической и творческой деятельности специалиста весьма ценный компонент - расширительную (а следовательно, адекватные) способность мыслить с позиции современных рационалистических ценностей науки. Именно под углом зрения интеграционного единства методологической и научно-методической составляющих учебного процесса должны меняться методы подготовки специалистов и инженеров-исследователей. Такие методы позволяют учитывать и качественные изменения в мотивации образования (самообразования) будущих специалистов, и новые критерии оценки результата исследовательской деятельности, и новые способы осуществления творческих этапов в процессе исследования. Это соответствует новейшим требованиям, предъявляемым к образовательному процессу в российских университетах с учетом практико-ориентированного обучения.

DOI: 10.15372/PHE20160201