Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.92.135.47
    [SESS_TIME] => 1711694228
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => c1139ed4ffd9327b2ee6ec8c75e6b9a3
    [UNIQUE_KEY] => 8f0191e8693d1ddb45ba4412b34d0f4d
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 3

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ИЗУЧЕНИИ И СОХРАНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ БАРГУЗИНСКИХ БУРЯТ)

В.В. Лыгденова
Институт археологии и этнографии СО РАН, пр. Лаврентьева,17, Новосибирск, Россия, 630090
victoria.lygdenova@gmail.com
Ключевые слова: религия, образование, этническая идентичность, национальный язык, социальная философия, этнография, буряты, religion, education, ethnical identity, native language, social philosophy, ethnography, the Buryats
Страницы: 199-205
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ И ВУЗА

Аннотация

Религия и национальный язык тесно взаимосвязаны, так как являются неотъемлемой составляющей этнической идентичности. Настоящая статья посвящена выявлению роли религии в образовании, в частности, в изучении и сохранении родного языка на примере локальной группы баргузинских бурят. В процессе анализа организуемых религиозными организациями образовательных и праздничных мероприятий, традиционных обрядов и молебнов автором оценивается вклад религиозных деятелей в дело сохранения родного языка и привлечения молодежи к его изучению. Кроме того, в статье затрагиваются проблемы, связанные с сохранением бурятского языка в современной Бурятии. В связи с ухудшением положения национального языка в общеобразовательных учреждениях и вузах лидер Традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев выступил в защиту учителей бурятского языка и призвал к созданию диалектных словарей в каждом районе. В Курумканском дацане был создан такой словарь. Помимо этого, ежегодно в Иволгинском дацане проводятся конкурсы на знание бурятского языка среди школьников, что, несомненно, способствует повышению интереса молодежи к своей культуре. По причине отдаленности от центра баргузинские буряты, проживающие в селах с преимущественно бурятским населением, общаются на своем языке, в связи с этим ситуация с его сохранением там не такая острая, как в г. Улан-Удэ, где большая часть населения своего языка не знает. В Баргузинском и Курумканском районах часто проходят шаманистские тайлганы, на которых бурятский язык является приоритетным, так как используется для песен-воззваний и для «общения» с духами предков рода. То же самое происходит в буддийских ритуалах, во время которых после тибетских молитв произносятся речи на бурятском языке. В рамках праздничных обрядов, посвященных поклонению буддийской богине Янжиме, духам воды - нагам и т. д., проводятся конкурсы на лучшие песни на бурятском языке среди детей и взрослых и театральные постановки с национальной тематикой. Таким образом, в настоящее время роль религии в изучении и сохранении родного языка является значимой. Однако, к сожалению, ситуация с сохранением национального языка остается критичной в связи с потерей им основной функции - коммуникативной.

DOI: 10.15372/PHE20160322