|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 3.147.68.201
[SESS_TIME] => 1732178487
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => 4982bc372ad916d94e2c9dce26fec607
[UNIQUE_KEY] => 282e4b5296225448ea37b6be15da76c2
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2016 год, номер 4
А.А. Корольков
РГПУ имени А. И. Герцена, Россия, 191186, Санкт-Петербург, ул. Набережная реки Мойки, 48
Ключевые слова: пайдейя, педагогическая антропология, идеал, человек, Платон, Исократ, нормы, идеи, paideia, pedagogical anthropology, ideal, human being, Plato, Isocrates, norms, ideas
Страницы: 3-12 Подраздел: ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Античная пайдейя рассматривается в статье как исток современной педагогической антропологии. Автор опирается на фундаментальный труд Вальтера Йегера «Пайдейя. Воспитание античного грека (Jaeger W. Paideia. Die Formung des griechischen Menschen). Основное внимание уделяется принципам формирования человека в диалогах Платона, где образование человека трактовалось как дело всей жизни.
DOI: 10.15372/PHE20160401 |
В.В. Фурсов
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, 1
Ключевые слова: парадигма образования, педагогика третьего тысячелетия, новая педагогика, образование, социальное прогнозирование, глобальные вызовы, paradigm of education, pedagogy of the third Millennium, new pedagogy, education, social forecasting, global challenges
Страницы: 13-19 Подраздел: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Статья посвящена поиску парадигмы развития новой системы педагогики. Рассматриваются основные черты новой педагогики, к которым относятся преемственность более древних форм педагогических систем, а также подвижность, самонастраиваемость, трансформация, когнитивность, устойчивость и др. Создание новых педагогических концепций сверхактуально, оно предполагает осмысление на философском уровне недостатков существующей педагогической системы, определение первопричин явлений, несущих угрозы, и выработку другой парадигмы, в которую должны быть положены основы новых педагогических подходов и технологий. При этом необходимо учитывать, что формирование педагогики третьего тысячелетия следует начать с создания философии третьего тысячелетия - философии новой педагогики. Задача педагогики третьего тысячелетия - воспитание поколений, обладающих новым типом мировоззрения, основанного на парадигме бескризисного, эволюционного, устойчивого и гармоничного развития человеческой цивилизации. В основе нового мировоззрения должно лежать понимание, что человек - не царь природы, а лишь часть гармоничной вселенской среды обитания бесконечного количества видов живых существ, в равной степени заинтересованных в сохранении Вселенной и жизни на Земле.
DOI: 10.15372/PHE20160402 |
В.В. Петров
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
Ключевые слова: постиндустриальное общество, глобализация, производство научного знания, исследовательский университет, организация, управление, коммерциализация знаний, post-industrial society, globalization, scientific knowledge production, research university, organization, management, knowledge commercialization
Страницы: 20-28 Подраздел: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В условиях сложных системных трансформаций общества перед российскими университетами возникают новые трудности, связанные с необходимостью организационной перестройки для интеграции в мировое научно-образовательное сообщество. Отношения между университетом и средой, в которой он существует, характеризуются растущей асимметрией между запросами этой среды и способностью университета отвечать на них. Под действием растущих и пересекающихся запросов университетам приходится менять учебные планы и преподавательский состав, а также модернизировать материальную базу и оборудование: в условиях постиндустриального общества от университетов требуются не только трансфер технологий и трансляция знания, но и собственно производство передового научного знания. В таких условиях традиционные подходы к организации и практике университетского образования уже не позволяют адекватно реагировать на постоянно меняющиеся запросы социума. Как следствие, существенно снижается конкурентоспособность отечественных университетов на глобальном научно-образовательном рынке: в системе мировых рейтингов позиции российских университетов далеки от желаемых. Проведенный в данной работе анализ развития американских университетов, занимающих верхние строчки мировых рейтингов, позволил выделить ключевые факторы, которые коренным образом повлияли на успех производства научного знания, его трансляцию и коммерциализацию в эпоху сложных социокультурных трансформаций. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что российскому университету, ориентированному на повышение собственной конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров и, как следствие, вхождение в мировые рейтинги, требуется бо̀льшая степень автономности и тесное взаимодействие с Академией наук, поскольку изначально системы производства фундаментального знания в России и США принципиально различаются. Такой подход позволит адекватно реагировать на новые запросы социума, обеспечивая высокую мобильность исследовательского корпуса, профессорско-преподавательского состава и студенчества между областями знания, различными учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, что окажет положительное влияние как на развитие системы подготовки научных кадров, так и на процесс производства фундаментального знания в целом.
DOI: 10.15372/PHE20160403 |
А.В. Наливайко1, Н.В. Наливайко2, П.Е. Таркин3
1Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 nnalivaiko@mail.ru 2Института философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8 3Военно-инженерная академия им. В. В. Куйбышева, 109028, Россия, г. Москва, Покровский бул., 11 Pavlik1937@mail.ru
Ключевые слова: Отечество, патриотизм, патриотическое сознание в современной России, воспитание, образование, глобализация, общечеловеческие ценности, Fatherland, patriotism, patriotic consciousness in modern Russia, upbringing, education, globalization, universal human values
Страницы: 29-37 Подраздел: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Вопросы сущности, условий и особенностей формирования патриотизма волнуют образовательное сообщество, всех граждан РФ, которые озабочены возможными сценариями и перспективами развития России, ее судьбой. Эти вопросы все чаще обсуждаются в ходе ситуационных анализов экспертных сообществ, привлекают внимание представителей элиты, высших эшелонов власти. Патриотическая консолидация последних лет «вокруг знамени» - иллюзия или реальный тренд духовного развития России? Как эта консолидация связана с антизападничеством и экономическим кризисом, падением уровня жизни? Западная русофобия и антизападнические настроения в России - мобилизующие или разрушающие факторы формирования патриотического сознания российской молодежи? Ослабляет или укрепляет Отечество и патриотизм современное состояние российской экономики, политики, социальных и духовных отношений? Какие социальные реформы, изменения в культурной сфере, в воспитательно-образовательной системе необходимы для возрождения и усиления российского патриотизма, любви к Родине, когда основы прежнего патриотизма частично или полностью разрушены? Данная статья является попыткой ответить на поставленные вопросы. В ней рассматриваются сущность современного российского патриотизма, условия формирования и возрождения патриотического сознания народа в России. Показано, что российский патриотизм имеет качественно новое содержание, включающее традиционные и инновационные черты. Исходной посылкой анализа патриотизма (как единства патриотического сознания и действия на индивидуальном и общественном, психологическом и идеологическом уровнях) является фундаментальное положение о том, что качество и действенность патриотического сознания зависят от состояния Отечества, его духовно-идеологической среды и образовательно-воспитательной системы.
DOI: 10.15372/PHE20160404 |
Л.Ф. Щербинина1, И.Л. Акимова2, К.А. Кузьменко2, Л.Г. Серебрякова1
1Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, 46 Sherbininaliubov@yandex.ru 2Алтайский государственный университет, Россия, 656049, Барнаул, пр. Ленина, 61
Ключевые слова: Федеральное Собрание, парламентский контроль, конституционное право, конституция, контрольная функция, федеральные законы, государственная власть, механизм исполнения законов, the Federal Assembly, parliamentary control, constitutional right, constitution, control function, Federal laws, state power, law enforcement mechanism
Страницы: 38-47 Подраздел: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Современные мировые общественные процессы имеют нарастающую динамику. В этих условиях повышается значимость социально-правовых процессов и политико-правового управления обществом, а отсюда и значимость контроля социального управления. В настоящей статье авторами рассмотрена проблема контроля исполнения федерального законодательства как одного из факторов повышения качества законов и, как следствие, улучшения качества жизни социума. В работе исследуется значение контроля исполнения федеральных законов парламентом Российской Федерации. Отмечается, что хорошая основа для этого заложена в Конституции Российской Федерации. В принятом же Федеральном законе «О парламентском контроле» предусмотренные формы контроля обобщенно и собирательно излагают то, что уже предусмотрено в конкретных законодательных актах. В качестве актуального вопроса выделяется такой отрицательный фактор, как множество законов о внесении изменений в уже действующие законы. Иногда это полностью обесценивает законодательный акт, то есть у исполнителей закона психологически формируется позиция необязательности его исполнения, что, естественно, отрицательно сказывается на качестве государственно-правовой жизни, снижая тем самым уровень жизни членов общества. Как одну из причин недостаточно высокого уровня организации контроля исполнения законов авторы выделяют отсутствие специальной подготовки государственных служащих, обеспечивающих деятельность депутатов законодательных органов государственной власти федерального и регионального уровней, а также муниципальных депутатов. Обращается внимание на то, что эта проблема требует не только прикладного, но и теоретического осмысления. Однако в практической деятельности это сделать невозможно, поскольку необходим научно-образовательный аспект в системе юридической подготовки кадров. В связи с этим данная проблема выходит на уровень инноваций в юридическом образовании. Авторы предлагают организовать в системе юридического образования спецкурс по данной проблеме, а в перспективе - отдельную специализацию, а также ввести конкретные пошаговые меры по осуществлению контрольной функции Федерального Собрания Российской Федерации, которые следует отразить в отмеченном юридическом спецкурсе.
DOI: 10.15372/PHE20160405 |
Ю.В. Лымарева
Магнитогорский государственный технический университет им Г. И. Носова, Россия, 455000, Магнитогорск, пр. Ленина, 38 julyme@yandex.ru
Ключевые слова: инновационное образование, структурирование учебно-методического материала, компетентностный подход, требования ФГОС, innovative education, structuring of educational and methodological material, competence-based approach, the requirements of the Federal State Educational Standard
Страницы: 47-56 Подраздел: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье рассматриваются различные подходы к методическому содержанию современного образования в контексте новых стандартов, изучаются различные точки зрения по данному вопросу. Проведенный автором статьи анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы по предмету «Технология», составленной на их основе, личное участие в разработке содержания инновационных программ повышения квалификации учителей технологии в аспекте новых требований ФГОС общего образования и их проведении в г. Магнитогорске, опыт общения с учителями, полученный в процессе совместного анализа сложившейся ситуации и принятых официальных документов, а также собственный практический опыт преподавательской деятельности в данном направлении позволили представить в статье обобщенный материал, посвященный характеристике и возможностям использования на практике организационно-технологической и содержательной составляющих структурирования любого образовательного предмета. Особое внимание автор уделяет пониманию структуры учебного курса по предмету «Технология», которая обусловливает дальнейшую стратегию для обеспечения путей ее развития и диагностики. Предложенная структура уровней развития предметной компетентности позволяет весь процесс обучения «запрограммировать» таким образом, чтобы последовательно и планомерно организовывать изучение больших объемов информации и, что наиболее ценно, в содержательном плане реализовать комплексную систему развития личностного потенциала. В статье достаточно подробно раскрывается тематическое планирование по предмету «Технология», основанное на интеграции содержания учебного материала курса как системы контекстных задач, способствующих комплексному применению системных знаний из различных областей науки. Автор отмечает, что предлагаемое сочетание разделов в рамках внедрения инновационных методик преподавания удовлетворяет одновременно несколько требований федерального стандарта без потери качества образования: такая интеграция в пределах одной темы позволяет выходить как на межпредметное проектное взаимодействие нескольких учителей, комплексно сочетая при этом все аспекты практической и теоретической деятельности, так и организовывать внеклассные развивающие занятия для обучающихся у одного педагога, решая проблему мотивации к изучению предмета. Таким образом, подобная методическая организация всего процесса подготовки носит непрерывный развивающий характер, что соответствует современным требованиям образования: обучающийся самостоятельно регулирует темп и качество своего обучения, осознает границы своих возможностей, проявляя творчество и осуществляя рефлексию.
DOI: 10.15372/PHE20160406 |
С.И. Черных1, И.Г. Борисенко2
1Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, Россия, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160 2560380@ngs.ru 2Сибирский федеральный университет, пр. Свободный, 79, г. 660041, г. Красноярск, Россия i.g.borisenko@yandex.ru
Ключевые слова: единое информационно-образовательное пространство, электронное образовательное пространство, система образования, электронная среда, common information and educational space, the electronic educational space, educational system, electronic environment
Страницы: 57-64 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье анализируются особенности российской системы образования в условиях развития информационного общества и интеграции России в мировую систему образования. Авторы рассматривают специфику внедрения в образовательный процесс новых информационно-коммуникационных технологий и анализируют эти технологии с учетом особенностей формирования профессиональных компетенций при изучении специальных дисциплин в технологическом вузе. Авторы доказывают, что использование в самостоятельной работе современных информационных технологий, интерактивных электронных учебных курсов и вовлечение студентов в проектную деятельность повышают мотивацию к обучению и его эффективность. В целом этот процесс рассматривается как создание такой образовательной электронной среды, где средства и формы обучения, основанные на новых информационных технологиях, становятся важной составляющей единого информационно-образовательного пространства.
DOI: 10.15372/PHE20160407 |
Л.Р. Асханова
Российский государственный гуманитарный университет, Россия, 125993, Москва, ГСП - 3, ул. Миусская площадь, 6 liurg112358@gmail.com
Ключевые слова: меметика, мем, мемаэтика, мемэтос, моральный дискурс, гуманизм, глобальный этос, делиберативная демократия, постнеопозитивизм, memetics, meme, meme-ethics, moral discourse, humanism, global ethos, deliberative democracy, post-neopositivism
Страницы: 65-89 Подраздел: ЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация >>
Статья посвящена проблеме актуализации морально значимых моделей поведения в массовом сознании. Обосновывается, что антинормативная тенденция, инициированная постмодернистским релятивизмом, в настоящее время - время глобальных вызовов - становится стратегически нерелевантна. Отмечается важность формирования универсальных общезначимых оснований сосуществования и взаимопонимания людей в процессе становления глобального этоса. В статье раскрываются роль и значение публичного рационального дискурса с целью выработки общественного консенсуса по моральным вопросам. Соответствующая коллективная рефлексия обусловливает дискурсивную легитимизацию моральных норм с возможностью придания прагматическим основаниям морали эпистемологического смысла. Публичный дискурс (в том числе в виртуальном пространстве) как разновидность делиберативной демократии (демократии участия) предполагает наличие изначальных нормативных предпосылок, очевидно, разделяемых участниками локального и глобального дискурсов. В качестве таковых автором выделяются гуманистические ценности и принципы, закрепленные в ряде основополагающих документов ООН и Европейского Союза. Проблематичным продолжает оставаться вопрос об уровне моральной и социальной зрелости большинства участников общественной коммуникации, о степени их этико-гуманистической грамотности. В связи с этим автор подчеркивает важность постоянного воспроизводства научно-философским сообществом этического дискурса в публичном пространстве, что может выступать средством социализации, образования, воспитания и культурной эмансипации в целом. В поиске новых подходов и технологий информационно-коммуникативного воздействия на содержание общественного дискурса в статье анализируется мемэтический подход. На основании представленного обзора в качестве самостоятельной версии инновационного способа популяризации и распространения этических концептов и моральных доминант поведения в современном медиапространстве автором вводится новое направление «мемаэтика». Мем(а)этический подход основывается на концепции мемэтосов (специфический аналог мемов), где моральные принципы и ценности рассматриваются в виде единиц культурной информации (реплицируемых концептов), распространяемых посредством коммуникации, имитации и т. п. Выделяются и описываются характерные особенности мемэтосов как смыслосодержащих форм моральной философии, выполняющих функции презентации морального смысла и одновременно выступающих инспираторами морального чувства. Проводится мысль, что мемаэтика обладает потенциалом позиционировать себя в качестве публичного языка морально-философского дискурса. Интегративный коммуникативный подход, основанный на данной концепции, концентрирует в себе разнообразные приемы и технологии (рекламные, pr-технологии, телемедийные, журналистские и др.), способствующие овладению вниманием широкой аудитории, вовлечению адресата в морально-этическую сферу коммуникации, инициированию моральной рефлексии. Автор приходит к выводу, что мемаэтика может стать формой глобальной коммуникации, вовлекающей ее участников в дискурсивное взаимодействие по формированию общего морально-нравственного континуума. Резюмируется возможность рассмотрения мемаэтического подхода в качестве нового направления коммуникационного постнеопозитивизма, основная цель которого - исследование вопросов адаптации, передачи, диффузии этико-философского знания на пути развития глобального этоса. Результаты проведенного исследования позволяют углубить теоретические взгляды на возможность применения современных медийных технологий в области этического образовательно-воспитательного процесса. Предложенный мемэтический подход способствует наряду с приростом этико-философского знания возможности практического конструирования и управления общественно-этическим дискурсом. Реализация всех потенциалов представленного нового направления предусматривает дальнейшее развертывание исследований в данной области.
DOI: 10.15372/PHE20160408 |
Д.В. Ушаков
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
Ключевые слова: стратегия, национальная политика, молодежь, система образования, межэтнические, межконфессиональные отношения, формально-бюрократический подход, strategy, national policy, youth, system of education, inter-ethnic, inter-confessional relations, formal and bureaucratic approach
Страницы: 89-98 Подраздел: ЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация >>
В статье исследуются региональные особенности реализации стратегии национальной политики в сфере образования. На примере Новосибирской области рассматриваются механизмы гармонизации этноконфессиональных отношений среди учащейся молодежи. Анализируются позитивные тенденции и негативные эффекты административно-командного регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений среди молодежи. Приводятся данные социологического исследования, которые свидетельствуют об усилении религиозности молодежи. Показано, что внедрение и расширение курса «Основы религиозных культур и светской этики» может привести к усложнению межконфессиональных отношений в будущем. Руководители школ отмечают, что административные требования обязательной регистрации детей мигрантов и их родителей переводят деятельность учреждений из образовательно-воспитательной в плоскость контролирующих функций и способствуют обособлению отдельных школ по этническому признаку. Принудительный порядок обязательного участия в массовых мероприятиях, направленных на воспитание патриотизма, приводит к усилению недоверия к этим акциям и психологической отчужденности их участников. По результатам исследования автор делает вывод, что учреждениями системы образования г. Новосибирска накоплен богатый положительный опыт по укреплению и гармонизации межэтнических отношений среди молодежи. При внедрении новых подходов в реализации этнокультурной и этноконфессиональной политики необходимо позитивно стимулировать творческий потенциал педагогов и учителей, самих учащихся, учитывать их потребности, тогда как усиление формализма и бюрократизма особенно опасно в этой сфере и способствует развитию негативных тенденций.
DOI: 10.15372/PHE20160409 |
П.П. Глухов
Новосибирский государственный технический университет, Россия, 630073, Новосибирск, Проспект Маркса, 20 Gluhovpav.pav@gmail.com
Ключевые слова: компетентностный подход, продуктивные компетенции, компетентностные испытания, оценка образовательных результатов, проектный метод обучения, competency based approach, productive competencies, competence-based examinations, educational achievements evaluation, project method of teaching
Страницы: 99-110 Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация >>
Статья посвящена конкретизации представлений о реализации компетентностного подхода в образовательных практиках и содержании образовательного результата, который должен быть достигнут в его рамках. Конкретизируются основания, способные обеспечить оформление и институализацию новых форм оценки образовательных достижений в рамках компетентностной и деятельностной парадигм. В работе также производится различение продуктивных и репродуктивных компетенций как двух типов образовательных результатов, предопределяющих содержание образования, форматы реализации учебного процесса и, следовательно, формы оценки образовательных достижений. В границах данного различения, а именно в рамках продуктивной деятельности, обретает особое значение способность человека действовать в ситуации неопределенности, где и актуализируется вопрос наличия либо отсутствия у субъекта тех или иных компетенций. Авторы придерживаются позиции, что именно в такого рода ситуации необходимо погружать учеников при оценке компетентностных достижений, что требует становления иных методов и форм оценки. По мнению автора, современные образовательные практики должны позволить сделать шаг в сторону формирования продуктивных компетенций и вместе с тем осуществить ряд принципиальных изменений в самой структуре и содержании учебного процесса. Осуществление такого перехода влечет за собой и кардинальное переосмысление формата оценки, мало чем схожего с традиционными методами контроля. Цель статьи заключается в том, чтобы оформить базовые принципы построения таких новых методов оценки образовательных достижений и реконструировать некоторые основания данных принципов. В работе также производится критический анализ проектного метода обучения как одного из претендующих на обеспечение становления продуктивных компетенций. Рассматривается специфика практико-ориентированного образования как обеспечивающего самоопределение и вхождение учеников в пространство тех или иных практик. Обосновывается, что при организации процесса формирования и оценки продуктивных компетенций в качестве единицы должен использоваться проблемный материал открытого характера. Кроме того, в данной работе на срезе юношеского возраста осуществляется попытка сформулировать некоторые современные и имеющее основополагающее значение компетенции, на отслеживание которых и должны быть направлены новые формы оценки образовательных достижений.
DOI: 10.15372/PHE20160410 |
А.А. Попов1, С.В. Ермаков2, П.П. Глухов1
1Новосибирский государственный технический университет, Россия, 630073, Новосибирск, Проспект Маркса, 20 Gluhovpav.pav@gmail.com 2Сибирский федеральный университет, пр. Свободный, 79, г. 660041, г. Красноярск, Россия
Ключевые слова: теория образования, дидактика, форма, educational theory, didactics, form
Страницы: 110-123 Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация >>
В современной теории и практике образования одним из центральных элементов является форма. От того, каким образом оформлено конкретное знание, учебный процесс и его содержательные единицы, во многом зависят конечные результаты и эффекты образовательных систем. Сегодня не уместно ставить вопрос о первичности формы или содержания, так как форма содержательна, а содержание оформлено. Данные категории имеют непосредственную взаимозависимость. Статья посвящена конкретизации одного из центральных понятий дидактики - понятию «форма». В работе осуществляется историческая реконструкция данного понятия и его герменевтический анализ. Проводится различение трех представлений о форме: как о структуре организации объекта, как о структуре организации ситуации и как о структуре субъекта. Показывается, что для современной дидактики форма - это не способ «упаковки» знания и не устройство процесса его трансляции, а структура организации деятельности. Обосновывается, что образование, выстроенное в репродуктивной форме, заведомо является догоняющим в отличие от образования, выстроенного в продуктивной форме, которое имеет шанс стать опережающим. Теория образования (дидактика) может рассматриваться как достаточно узкая прикладная дисциплина, с опорой на логические и психологические модели выстраивающая способы и схемы оптимальной организации процесса освоения и усвоения знания. Эта установка четко прослеживается как в классических исследованиях, предполагающих пассивную роль ученика как объекта обучения (с предельной точностью она была сформулирована И. Я. Лернером), так и в работах, выполненных в рамках деятельностного подхода, в которых ученик является субъектом, но субъектность редуцируется к логическим либо психологическим определениям. Возможна и иная установка: рассмотрение образования как практики философии с разворачиванием проблемы субъектности как проблемы включения человека в культурные практики и формы деятельности, его самоопределения и самоактуализации в качестве социокультурного субъекта, способного ставить собственные, а не присвоенные в процессе обучения цели и задачи. Такое понимание, развивавшееся в традиции классического европейского рационализма как философское понимание, достаточно абстрактно, поэтому выход на построение реальной теории образования требует одновременно как обращения к категориальной системе философии, в особенности к пониманию субъекта и формы, структурирующей, собирающей субъекта, так и к тем практикам в образовании, в которых так или иначе удерживается эта широкая рамка.
DOI: 10.15372/PHE20160411 |
С.Г. Дудкина
"Общеобразовательная школа № 30" г. Белгорода, Россия, 308000, г. Белгород, ул. Гражданский проспект, 38 ms.sd4444@mail.ru
Ключевые слова: категории философии, адаптивная физическая культура, единичное, особенное, всеобщее, взаимосвязь категорий, лица с нарушениями речи, принцип, методика, categories of philosophy, adaptive physical education, the singular, the particular, the general, interconnection of categories, people with speech pathology, principle, methods
Страницы: 123-137 Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация >>
Цель данной работы - рассмотрение философских категорий единичного, особенного и всеобщего в аспекте адаптивной физической культуры относительно лиц с нарушениями речи. Данные категории, отражаясь в адаптивном физкультурном образовании, преломляются в работе как методологическая основа коррекции общего недоразвития речи. Они представлены и как исходные положения нового принципа адаптивной физической культуры (связи физического развития и речи), взятого за основу методики коррекции адаптивной физической культуры средствами физической культуры. Проблема категорий единичного, особенного и всеобщего в сфере адаптивной физической культуры недостаточно освещена, особенно относительно лиц с нарушениями речи. Использование категорий единичного, особенного и всеобщего в физической культуре как методологической основы коррекции общего недоразвития речи является новым подходом. Категории, рассматриваемые в статье, впервые выступают как ядро нового принципа адаптивной физической культуры. Принцип связи физического развития и речи разработан при использовании методов философии: научного, диалектического, аксиоматического, герменевтического, формально-логического, эмпирического познания, дедукции, на основе свойства взаимной связи категорий единичного, особенного и всеобщего. Применительно к методике коррекции общего недоразвития речи средствами физической культуры этот принцип означает следующее: - физическое развитие очень важно для нормального развития речи ребенка, а для детей с отклонениями оно имеет особое значение, служит неким механизмом коррекции речевой сферы, пусковым крючком запуска речи. Без достижения соответствующего уровня физического развития речь невозможна; - физическое развитие воздействует на речь: чем лучше физическое развитие, тем выше речевой уровень и, наоборот: чем хуже показатели физического развития, тем ниже уровень речи. Принцип связи физического развития и речи может быть использован в адаптивной физической культуре относительно различной нозологии, так как речевая функция нарушается и при отклонениях опорно-двигательного аппарата, умственной отсталости, нарушениях слуха, зрения, расстройствах аутистического спектра. Выведенный принцип должен стать фундаментом методики коррекции общего недоразвития речи посредством занятий физической культурой. Таким образом, исследователям в области философии образования, в том числе физкультурного, специалистам по адаптивной физической культуре рекомендуем использовать эту работу, так как она значима и современна.
DOI: 10.15372/PHE20160412 |
О.А. Попова1, П.П. Глухов2, А.П. Каитов1
1Московский городской педагогический университет, Россия, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 2 2Новосибирский государственный технический университет, Россия, 630073, Новосибирск, Проспект Маркса, 20 Gluhovpav.pav@gmail.com
Ключевые слова: социализация, культура безопасности, компетенция безопасности, игра, дошкольный возраст, socialization, safety culture, safely competency, game, preschool age
Страницы: 137-151 Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация >>
В современных практиках образования достаточно явным образом просматривается идея целенаправленного ограждения детей от мира взрослых. Для большего снижения рисков в системе образования были разорваны связи младшего возраста со старшим, что можно увидеть на примере того, как для начальных классов в учреждении выделяют отдельное «крыло» с игровой зоной и всеми необходимыми атрибутами. Такие действия предпринимаются исходя из предположений учителей и родителей о том, что у старших детей уже можно научиться чему-либо плохому и безнравственному. Последствия «оградительного» дискурса в отношении обеспечения безопасности детей находят свое отражение в растущей тенденции патронажа и утрате способностей детей самостоятельно управлять своей жизнедеятельностью (неспособность осуществлять самостоятельный выбор) и ориентироваться в ситуации неопределенности (неспособность предпринимать эффективные действия в нетипичных и проблемных обстоятельствах). В настоящий момент в России осознаются обозначенные выше проблемы. Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - актуальнейшая задача дошкольного образования. Одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме. Справедливо отметить, что обеспечение безопасности жизнедеятельности детей не может ограничиваться нормированием и социальным контролем со стороны разнообразных служб и органов власти, так как категория социальной безопасности не только охватывает внешнюю социальную среду, но и имеет отношение к способностям и готовностям, которые должны быть сформированы у детей, начиная с дошкольного возраста. Авторы полагают, что проблема формирования культуры безопасного поведения и компетенции безопасности обусловливается игнорированием принципов деятельностного подхода со стороны современных институтов социализации. Одним из продуктивных путей преодоления, связанных с данной проблемой противоречий, является осмысление значимости игровых форматов и их развития в современной практике образования. Статья посвящена роли игровых форм в воспитании культуры безопасного поведения дошкольников. Значение игровых форм обосновывается ролью игры как ведущей деятельности дошкольника, формирующей новообразования, соответствующие возрасту. Анализируется опыт использования игр в процессе формирования культуры безопасного поведения в Российской Федерации, ФРГ и англосаксонских странах (Великобритании и США).
DOI: 10.15372/PHE20160413 |
К.А. Кравченко, К.Б. Бабенко
Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 kka-78@mail.ru
Ключевые слова: визуальное восприятие, изобразительная деятельность, свойства восприятия, изображение с натуры, visual perception, graphic activity, properties of perception, depiction from nature
Страницы: 152-159 Подраздел: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье обосновывается актуальность исследования процесса визуального восприятия в контексте обучения изобразительному искусству. Авторы акцентируют внимание на том, что интерес к формированию, развитию и функционированию визуального восприятия обусловлен практическим применением его результатов в процессе обучения изобразительному искусству. Эффективность осуществления различных современных инновационных методик, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов усвоения учебных программ, не достигается без понимания структуры и функционирования визуального восприятия художника. На занятиях по изобразительному искусству происходит стимулирование визуального восприятия учащихся, направленного не только на овладение технической стороной изобразительной деятельности, но и понимание сути творческого процесса.
DOI: 10.15372/PHE20160414 |
М.В. Соколов, М.С. Соколова
Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 maxma63@mail.ru
Ключевые слова: профессиональное декоративное искусство, народное прикладное искусство, художественные промыслы, художественное образование, professional decorative arts, folk applied arts, arts and crafts, art education
Страницы: 159-167 Подраздел: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Авторы отмечают, что в период 1980-2000 гг. существенно меняются роль декоративно-прикладного искусства в культурном пространстве страны и принципы его применения в образовании в целях развития личностных качеств подрастающего поколения, воспитании его художественной культуры. Анализ тенденций, происходящих в декоративном и станковом искусствах, позволил понять, что происходит резкое размежевание народного и профессионального видов искусства, идет процесс станковизации декоративного и народного искусства, декоративное искусство становится неотъемлемой частью средового подхода, станковые виды искусства начинают тяготеть к прикладным в контексте средового подхода, на художественных предприятиях выдвигается мастер-художник, чей труд отождествляется с промыслом как таковым. Это приводит к тому, что декоративно-прикладное искусство и промыслы превращаются в производство с образцами и копиями и, как следствие, к распространению в период 1970-1980-х гг. наиболее известных промыслов и видов декоративного искусства. В этот период копирование становится базой изучения промысла или вида прикладного искусства. В противовес такому отношению к бездумному распространению традиционных крупных российских промыслов возникает охранительная теория в искусствоведении и, как результат, региональный компонент в школьных программах. Региональный подход позволяет активнее включать в программу знакомство учащихся с местными художниками и мастерами декоративного искусства и народных промыслов. Таким образом, в школьных программах и программах дополнительного образования еще активнее идет процесс привлечения материалов по местным ремеслам и промыслам. В статье прослежена динамика исследований в области художественной педагогики, посвященных роли декоративно-прикладного искусства страны. Авторами на основе анализа научных исследований выделяются ряд направлений, в которых рассматривается включение декоративно-прикладного искусства в образовательный процесси которые являются определяющими для этого периода: 1) эстетического и трудового воспитания; 2) развития творчества во всех его проявлениях; 3) сохранения и развития народного и национального искусств; 4) внедрения методических и организационных разработок для проведения занятий; 5) совершенствования подготовки учителя по отдельным видам декоративно-прикладного искусства.
DOI: 10.15372/PHE20160415 |
|