Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.175.120.161
    [SESS_TIME] => 1711719486
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 68043734ce61914e8c0a5996be309d61
    [UNIQUE_KEY] => ca0151e67402c97c0acb494275276a7e
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 5

СОЦИАЛЬНАЯ АПАТИЯ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ: К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСЛОВИЙ И ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Е.Ю. Быкова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, 634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 36
fancy_brain@sibmail.com
Ключевые слова: социальная апатия учителя, профессиональное выгорание, мотивация к работе, стимулирующие факторы, удерживающие (гигиенические) факторы, social apathy, teachers, professional burnout, work motivation, stimulating factors, retaining (hygienic) factors
Страницы: 92-105
Подраздел: ПЕДАГОГ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются причины распространения среди современных российских учителей социальной апатии, которая проявляется в безынициативности, безразличии, отсутствии заинтересованности в высоких образовательных результатах, утрате интереса к своему делу. В статье показано, что отечественные и зарубежные исследователи, анализируя особенности мотивации учителей и возможности преодоления апатии, основное внимание уделяют личностным и институциональным факторам. При этом первые (повышенный нейротизм, высокая личная ответственность и значимость труда, эгоистичность, значимость материального благополучия или, наоборот, жертвенность, приводящая в итоге к разочарованию в профессии), согласно результатам исследований российских авторов, являются главной детерминантой эмоционального выгорания и апатии, а вторые - значимым условием ухудшения психосоциального самочувствия учителей. Несмотря на то что на Западе система образования лишена многих существенных недостатков, провоцирующих в России, например, неудовлетворенность педагогической профессией (таких, как низкий престиж, недостаточная заработная плата и т. д.), зарубежные учителя также испытывают на себе негативное влияние организационных (или институциональных) факторов, к которым, как правило, относят несогласие с решениями администрации, неудовлетворенные потребности в признании, проблемы с дисциплиной немотивированных и незаинтересованных учеников, бюрократию и т. д. В статье показано, что ограниченность влияния на личностные особенности педагогов заставляет связывать решение проблемы социальной апатии с воздействием на институциональную среду. В частности, проблему повышения мотивации и удовлетворенности профессией принято решать через влияние на удерживающие (гигиенические) и мотивирующие факторы рабочей среды. В статье делается вывод о том, что на мотивацию российских педагогов изменение этих факторов не оказывает существенного влияния. В статье делается предположение, что распространенность социальной апатии среди педагогов следует связывать не только с особенностями системы образования России, но и с общемировыми тенденциями, а именно с произошедшей трансформацией ценностных ориентаций и социально-культурных условий осуществления педагогической деятельности, которая проявляется как в обостренном восприятии недостатков своей профессии, так и в изменении социальных требований, предъявляемых к учителям. Это обстоятельство предполагает использование понятия «социальная апатия», которое подразумевает не столько психологическую характеристику или состояние личности, сколько общую объективированную социальную черту, порожденную определенными трансформациями современного общества.

DOI: 10.15372/PHE20160509