Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.191.228.88
    [SESS_TIME] => 1713605978
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => ef1c0cc6d4276602a0ccb1a158a806d7
    [UNIQUE_KEY] => 0cafcd9d4985eb2c64daa46b708ea033
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Гуманитарные науки в Сибири

2016 год, номер

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РСФСР КАК ЛИФТ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ (1918-1936 гг.)

А.И. Савин
Институт истории СО РАН, РФ, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
a_savin_2004@mail.ru
Ключевые слова: высшее образование, РСФСР, социальная мобильность, пролетаризация, студенчество, привилегии, квоты, барьеры
Страницы: 43-49
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ

Аннотация

В статье исследуются функционирование института высшего образования в РСФСР в 1918-1936 гг. в качестве лифта социальной мобильности. Главное внимание уделяется политике «пролетаризации» студенчества, целью которой являлось ускорение социальных перемещений выходцев из рабочего класса и беднейшего крестьянства. Анализируются практики предоставления преимущественных прав и привилегий «трудящимся», а также «фильтры» и «барьеры», затруднявшие попадание в вузы «непролетарских элементов». Делается вывод о крайней противоречивости результатов реализации этой политики. С одной стороны, она действительно способствовала резкому увеличению численности специалистов - выходцев из рабочих и крестьян. С другой стороны, стремление радикально изменить социальное лицо студенчества в максимально сжатые сроки фактически подрывало основы самого существования института высшего образования. Лишь отказ от революционного экспериментирования и устранение институциональных дефектов позволили к концу 1930-х гг. превратить институт высшего образования в действенный лифт социальной мобильности.

DOI: 10.15372/HSS20160407