Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 100.24.20.141
    [SESS_TIME] => 1711625051
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => cfedfb5e59e47c383ed6808c750d79d6
    [UNIQUE_KEY] => e837117c3eaa6339cfb99956b4ac473b
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2017 год, номер 1

К ФИЛОСОФИИ АДАПТАЦИИ КАК ФОРМЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Е.Б. Бабошина
Курганский государственный университет, 640020, Россия, г. Курган, ул. Советская, 63
ebaboshina@rambler.ru
Ключевые слова: идентификация личности, социализация, культурация, человек культуры, социальная адаптация, культурная идентификация, социально-культурное становление, философия культуры, образование, identity, socialization, cultural adaptation, person of culture, social adaptation, cultural identification, socio-cultural development, philosophy of culture and education
Страницы: 60-68
Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к изучению особенностей адаптации личности. Проблема идентификации анализируется с опорой на изученные черты адаптации человека в обществе (Л. С. Выготский, Э. Дюркгейм, Э. Фромм, В. А. Ядов и др.). Автор анализирует идентификацию не столько как проблему физической и психической адаптации, сколько как проблему социально-культурного становления личности. Исследователь предлагает разделение социальной адаптации на вопросы о социализации и культурации для объективного анализа этих сложных процессов, а также из-за их частого несовпадения на практике, для чего предлагает занять аксиологическую позицию в их оценке. Автор доказывает, насколько актуально целостное антропологическое знание о становлении человека в обществе для противостояния негативным социальным технологиям, вырабатывающим «сомнительные» ценности и нормы в сознании личности, уделяет внимание философии культуросообразного вхождения человека в общество, определяет отдельные важные принципы и механизмы процесса. Во взглядах на культурную идентификацию личности автор придерживается отечественного подхода к пониманию адаптации и культурации (Л. С. Выготский, И. И. Крупник, Э. С. Маркарян, С. В. Лурье и др.). Автор, хотя и не ссылается на труды других отечественных ученых (О. Г. Дробницкого, И. Г. Ионина, Н. М. Лебедевой) и зарубежных философов и культурологов (М. Бубера, Э. Фромма, М. Хайдеггера, Э. Эриксона и др.), но учитывает результаты их исследований в логике и содержании видения проблемы. Автор доказывает важность выстраивания менталеобразующих структур в помощь к культурной идентификации для становления личности не как пассивного, а как позитивно настроенного участника процесса эволюции, подчеркивает в этом особую роль образования. Новизна заключается в определении особенностей социализации современной личности, влияющих на форму и содержание ее культурной идентификации. Ведущие методы - анализ философских, культурологических, педагогических и психологических исследований; герменевтический метод; обобщение, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, умозаключение, синтез. Практическая значимость заключается в предложенном понимании возможности улучшения культурной идентификации личности при определении дополнительных целей и механизмов образования, опирающихся на развивающееся знание философии культуры, которая обогащается, в позиции осознания необходимости метаценностного и метанаучного осмысления социальной адаптации личности.

DOI: 10.15372/PHE20170108