Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.141.0.61
    [SESS_TIME] => 1713488215
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 83f8e6b7bde5ab9484c8f438538574c1
    [UNIQUE_KEY] => 4725b988dd9a325586a47e1a21cd9c1e
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2017 год, номер 1

1.
СЛОВО РЕДАКТОРА

С.И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация
2560380@ngs.ru
Страницы: 747-747

DOI: 10.15372/PEMW20170101



2.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

С.Г. Новиков
Волгоградская консерватория им. П. А Серебрякова, 400131, Волгоград, ул. Мира, 5а
novsergen@yandex.ru
Ключевые слова: мир-система, homo creator, культурное лидерство, готовность к творчеству, самостроительство личности, world-system, homo creator, cultural leadership, readiness to be creative, self-construction of the person
Страницы: 748-754

Аннотация >>
В статье рассматривается цель российского образования в контексте перехода к постиндустриальному (постпроизводительному) обществу. Утверждается, что данная тран- зиция создает ряд угроз, бороться с которыми России может и должна помочь отечественная система образования. Перед лицом вызовов современности (сегментация глобального сообщества на неравноправные зоны, культурная экспансия Запада, инфильтрация в Европу носителей культуры, враждебной культуре модернити и пр.) перед российским образованием встает судьбоносная задача формирования «человека творческого». Homo creator представляет собой личность, движимую постматериалистическими мотивами, свободно избирающую свою жизненную стратегию в интересах самореализации, самостроительства в соответствии с сознательно избранным нравственным идеалом. Утверждается, что современное российское профессиональное образование готовность к творчеству - предрасположенность (желание и способность) к действиям, мотивируемым неэкономическим интересом, по поиску нового. Показано, что данная готовность включает в себя пять элементов: ценностно-смысловой, когнитивный, эмоциональный, поведенческий и рефлексивный. Автор обращает внимание на особое место, которое занимают в процессе формирования «человека творческого» социально-гуманитарные дисциплины. Обосновывается также, что вызовы XXI в. требуют от личности непрерывного самообразования, оптимальной формой которого могут быть различного рода свободные ассоциации, складывающиеся на основе общего интереса (кружки единомышленников, сетевые сообщества и пр.). Такие структуры, дополняя бесплатное и общедоступное профессиональное образование, сочетающееся с функционированием образовательных структур для высокоталантливых индивидов, позволят российскому образованию исполнить судьбоносную роль по выращиванию субъекта общества, в котором «экономический интерес» будет вытеснен подлинно «человеческим интересом» - в творчестве.

DOI: 10.15372/PEMW20170102


3.
ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Т.А. Арташкина
Дальневосточный федеральный университет, 690950, Владивосток, ул. Алеутская, 56
artash@mail.primorye.ru
Ключевые слова: качество образования, профессиональная подготовка, конкуренция, внешний рынок труда, внутренний рынок труда, внешний рынок образовательных услуг, внутренний рынок образовательных услуг, education quality, professional training, competition, external labour market, internal labour market, external market of educational services, internal market of educational services
Страницы: 755-765

Аннотация >>
Тема глобализации и образования рассматривается многими отечественными авторами. Эти публикации легко объединяются в три основные группы: 1) основной акцент делается на самом феномене глобализации, его аттракторах, детерминирующих основные тренды развития современного образования; 2) взаимосвязь глобализации и образования рассматривается в контексте положительных и негативных ее последствий; 3) повышение качества отечественного образования как необходимый ответ на вызовы и возникающие при этом риски глобализации. Однако дисциплинарная разобщенность исследователей привела к неопределенности при экспликации понятия конкурентоспособности образования. Конкурентоспособность образования, будучи сложным образованием, является одним из элементов рыночных отношений, вне которых ее изучение является нецелесообразным. Методологическую основу нашего исследования составил социально-культурный подход, при котором личность рассматривается связанной с обществом системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм. Также широко использовался диахронический метод, предполагающий изучение явлений в их временной последовательности. В статье подробно проанализированы следующие аспекты конкурентоспособности образования: проблема дефиниции понятия «конкурентоспособность образования»; глобализация образования и конкуренция в сфере образования; проблема конкурентоспособности отечественного образования; проблема качества подготовки специалистов; многополярный мир и система образования. Автор утверждает, что конкурентоспособность образования является одной из важнейших характеристик национальной системы образования, регулируемой законами педагогики (проблема целеполагания и качество профессиональной подготовки выпускников учебных заведений), методами политического (протекционизм, дискриминация, сегрегация) и экономического (демпинговая политика экспортеров образовательных услуг на внешнем рынке образовательных услуг) давления. Аналогичную функцию давления на конкурентов выполняют и рейтинги вузов, составляемые информационными агентствами экономически развитых стран. На внутреннем рынке на конкурентоспособность отечественного образования существенное влияние оказывает уровень развития отечественного производства и экономики и господствующая в обществе система ценностей. Для повышения конкурентоспособности отечественного образования нужна система мер организационного, политического, экономического и педагогического характера. Стратегической целью такой модернизации российского образования следует считать формирование собственного образовательного пространства, без которого реализация идеи многополярного мира невозможна.

DOI: 10.15372/PEMW20170103


4.
ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

М.В. Ватагина
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация
agro_pushkin@mail.ru
Ключевые слова: профессиональные стандарты, национальная система профессиональных стандартов, рынки труда и образовательных услуг, конкурентоспособность образования, дополнительные профессиональные программы, professional standards, the national system of professional standards, labor markets and educational services, competitive education, additional vocational programs
Страницы: 766-775

Аннотация >>
Качественное образование - источник конкурентоспособности нашей страны, определяющий ее позиции в мире на десятилетия вперед. По словам премьер-министра России Д. А. Медведева [1, с. 1-3], «...в мировой экономике развернулась острая конкуренция за кадры. В современном мире люди получили возможность выбирать, где им учиться, а потом и работать. Эту конкуренцию мы не имеем права проигрывать». В связи с этим «...приоритетным является профессиональное образование. Ключевые задачи здесь -обеспечение возможности прохождения переобучения на протяжении всей профессиональной карьеры» [1, с. 5]. Необходимость пересмотра образовательной политики России связана и с тем, что неотложные потребности российского общества и государства в развитии производительных сил и производственных отношений крайне недостаточно удовлетворяются нынешней системой образования. Недостаточно продуманная ориентация отечественного образования на Западную Европу, ее Болонский процесс все более явно обнаруживает свои существенные просчеты [2, с. 50-51]. В разрабатываемых сегодня концепциях и программах модернизации и инновационного развития страны до 2020 года и далее до 2030 года одним из важнейших является раздел стратегии развития отечественной системы подготовки кадров, которая должна опираться на национальную систему профессиональных стандартов. С целью сокращения дисбаланса рынков труда и образования в 2012-2015 годах была подготовлена программа обновления действующей системы квалификационных требований к работникам, что неизбежно должно привести к изменению или дополнению образовательных про грамм в российской системе подготовки кадров. Для создания объективных основ формирования программ профессионального образования/обучения/подготовки, а также для получения обратной связи между требованиями работодателей и качеством подготовки специалистов и оценки профессиональных квалификаций вне зависимости от путей их получения с 1 января 2017 года законодательно вводятся педагогические профессиональные стандарты в деятельность образовательных учреждений. Поможет ли профессионализация повышению конкурентоспособности образования? В статье рассмотрены различные аспекты данного вопроса.

DOI: 10.15372/PEMW20170104


5.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА

В.Г. Иванов
Институт профессионального образования и информационных технологий, Уфа, Российская Федерация
val-ivanov@yandex.ru
Ключевые слова: компетентность, конкурентоспособность, производство, профессиональное образование, профессиональная компетентность, система, модернизация, интеграция, национальное образование, competency, competitiveness, industry, professional education, professional competency, system, modernization, integration, national education
Страницы: 776-782

Аннотация >>
В российской и мировой педагогике имеется богатый опыт исследования проблем, связанных как с конкурентоспособностью, так и с формированием компетенций. Различные аспекты проблемы конкурентоспособности образовательных организаций и вопросов интеграции в педагогике разрабатывались многими известными учеными. Структура представленной системы подготовки компетентных специалистов включает в себя целевой, методологический, содержательный, организационно-процессуальный и результативный компоненты и позволяет нам проанализировать состояние проблемы на современном этапе и на этой основе раскрыть организационно-педагогические условия подготовки компетентных конкурентоспособных специалистов; систематизировать состав и систему формирования и обеспечения конкурентоспособности специалиста для производства в условиях профессиональной школы.

DOI: 10.15372/PEMW20170105


6.
БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ИЛИ СИСТЕМНОСТЬ?

А.П. Сегал
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
segal.alexander@gmail.com
Ключевые слова: профессионализм, конкурентоспособность, образование, субъектность, системность, стратегия, прогноз, предвидение, услуга, производство человека, professionalism, competitiveness, education, subjectivity, systematicity, strategy, forecast, foresight, service, human production
Страницы: 783-791

Аннотация >>
Переход на коммерческую, рыночную основу не только привел к дезинтеграции единого комплекса «вуз-производство» с общим заказом на вузовский «продукт», но и существенно поменял отношение к самому этому продукту. Образование стало рассматриваться как услуга, а выпускник оказался вклиненным между вузом и производством, выступая в двойственном качестве: заказчика услуги и наемного работника. В этом контексте вопрос о конкурентоспособности высшего образования тоже приобретает двойственный характер, а решение этого вопроса представляется в одном случае недостижимым, а во втором - нежелательным. В настоящей статье предпринимается попытка проанализировать причины такого положения и возможные пути реинтеграции единой системы «вуз-производство». В статье подчеркивается, что при построении стратегии взаимодействия высшей школы и производства следует не ограничиваться организационно-технологическим аспектом, а учитывать социальные последствия стратегирования. Далее делается вывод, что восстановление единого пространства профессионального образования и производства возможно только при интегрирующей роли государства, выступающего по отношению к вузам как генеральный заказчик.

DOI: 10.15372/PEMW20170106


7.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

И.В. Косорукова
Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Российская Федерация
IKosorukova@synergy ru
Ключевые слова: профессиональное образование, конкурентоспособность, квалификация, professional education, competitiveness, qualification
Страницы: 792-799

Аннотация >>
В статье проводится анализ проблем качества российского образования, ставится проблема выявления критериев оценки конкурентоспособности российского образования. В работе анализируется динамика показателей, которые характеризуют выявленные критерии, исследуется их взаимосвязь между направлениями подготовки выпускников высших учебных заведений и уровнем их занятости и безработицы, востребованностью качественного школьного образования и потребностями в квалифицированных кадрах в современной российской экономике. Изучается проблема независимой оценки квалификаций, которая вступает в силу с 2017 года, ее достоинства и недостатки, констатируются факты, формулируются выводы и перспективы конкурентоспособности российского образования.

DOI: 10.15372/PEMW20170107


8.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Н.Б. Стрекалова1,2
1Самарский государственный университет, Самара, Российская Федерация
snb_05@mail.ru
2Тольяттинская академия управления, Тольятти, Российская Федерация
Ключевые слова: качество образовательных результатов, информационные технологии, открытая образовательная среда, открытые образовательные курсы, факторы качества образования, quality of educational results, information technology, open educational environment, open educational courses, the factors of education quality
Страницы: 800-808

Аннотация >>
Задача повышения конкурентоспособности российского высшего образования связана с качеством предоставляемых образовательных услуг, соответствием результатов профессиональной подготовки потребностям общества, государства, системы образования, личности. Обладая интегральным характером, качество высшего образования зависит от качества организации образовательных процессов и функционирования системы образования, различных внутренних и внешних факторов. Одновременно конкурентоспособность российского образования зависит от его выхода в мировое образовательное пространство, предоставления зарубежным и российским обучающимся востребованных открытых образовательных курсов, развития электронных средств обучения. Информатизация образования становится средством повышения конкурентоспособности высшего образования и его качества. Однако перенос учебного процесса в открытую образовательную среду сопровождается как потенциальными дидактическими возможностями электронных средств обучения, способствующих повышению качества образования, так и технологическими, методическими, коммуникативными, валеологическими проблемами, снижающими качество образования.

DOI: 10.15372/PEMW20170108


9.
СИСТЕМНЫЕ ЭФФЕКТЫ КАК ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕЛОСТНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ

Н.О. Ваганова1, В.М. Лопаткин2
1Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Российская Федерация
ntgt_ur@mail.ru
2Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Российская Федерация
Lopatkin_vladimir@mail.ru
Ключевые слова: университетский комплекс, системные эффекты, организации профессионального образования, интеграция, university complex, systemic impacts, institutions, integration
Страницы: 809-813

Аннотация >>
Цель статьи-выявить системные эффекты университетских комплексов. Методы - теоретические: получение научной информации о системах, сбор данных об университетских комплексах; эмпирические: сравнение, сопоставление полученных данных. Результаты. На основе исследований предложены системные эффекты, являющиеся результатами интеграции организаций профессионального образования разных уровней, характеризующие университетский комплекс как систему, а также качество интегрированной педагогической системы - «способность к само- регулируемому обновлению». Научная новизна. Предложенные системные эффекты вносят вклад в изучение интеграции организаций профессионального образования в университетских комплексах, целостность которого достигается установлением взаимосвязей между разноуровневыми образовательными организациями и их педагогическими работниками. Практическая значимость. Действие системных эффектов и достигнутое интегративное качество способствует целостности университетского комплекса и установления взаимодействия между всеми субъектами образовательных процессов.

DOI: 10.15372/PEMW20170109


10.
О СВЯЗИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ДИДАКТИКЕ СО СТАНДАРТАМИ И КОМПЕТЕНЦИЯМИ

В.Э. Штейнберг
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Уфа, Российская Федерация
dmt8@bk.ru
Ключевые слова: образовательные стандарты, универсальные учебные действия, компетентностей подход, визуализация, логико-смысловое моделирование, логико-смысловые модели, educational standards, general education activities, competency-based approach, visualization, logic-semantic modeling, logical-semantic models
Страницы: 814-826

Аннотация >>
Рассматривается визуализация в дидактике в связи с задачами освоения федеральных стандартов, относящихся к универсальным учебным действиям, проектным умениям и компе- тентностному подходу. Показан существенный, по мнению автора, барьер освоения стандартов - недостаточная визуальная поддержка выполняемых универсальных учебных действий различной сложности. Предлагается решение данной задачи с помощью разработанного метода логико-смыслового моделирования знаний, представленных на естественном языке, и соответствующих дидактических многомерных инструментов -логико-смысловых моделей. Показаны место и роль новых дидактических средств в учебном процессе, включая бинарный план учебной познавательной деятельности. Предложено также группирование универсальных учебных действий по степени сложности и комплектование учебных предметов логико-смысловыми моделями, определяющими процесс выполнения учебного задания и оформление полученных результатов. Приводится пример такого комплекта логико-смысловых моделей по учебному предмету «Биология».

DOI: 10.15372/PEMW20170110


11.
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ БИЗНЕС-ШКОЛ

Н.Н. Равочкин
Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт, Кемерово, Российская Федерация
nickravochkin@mail.ru
Ключевые слова: бизнес-школа, преподаватель бизнес-школы, профессионализм, бизнес-образование, профессионализация, предпринимательство, дополнительное профессиональное образование, преподаватель, business-school, business-school teacher, professionalism, business education, professionalization, business, further training, teacher
Страницы: 827-835

Аннотация >>
Сегодня сфера дополнительного профессионального образования все чаще становится объектом теоретических и прикладных исследований: увеличивается количество публикаций и организуемых научных мероприятий. Усложняющееся современное общество порой предъявляет требования по эффективному и максимально быстрому овладению компетенциями, получению актуальных знаний, навыков, умений. Наиболее полно это реализуется в системе бизнес-образования, в котором (в идеале) наблюдается сильная корреляция намерений и возможностей слушателей. В настоящее время бизнес-школа выступает наиболее распространенной форм образовательных учреждений в этой системе. Однако качество предоставляемых образовательных услуг далеко не всегда отвечает их стоимости, а ино- гда-даже тематическому содержанию. В связи с этим автор обращается к людям, проводящим данное обучение,-преподавателям. Статья посвящена одной из наиболее значимых проблем современной образовательной практики в системе дополнительного профессионального образования - проблеме профессионализма преподавателей бизнес-школы. В исследовании подтверждается необходимость повышения профессионализма за счет обращения не столько к преподавательской составляющей, сколько к реальным успехам в предпринимательской деятельности, свидетельствующим о возможности передачи практического бизнес-опыта в современных российских реалиях. Руководствуясь прагматическим методом в исследовании, автор заключает, что переориентирование с (не всегда) некомпетентных преподава- телей-теоретиков на преподавателей-практиков, обладающих высоким уровнем профессионализма, выведет российское бизнес-образование на новый уровень качества и, как следствие, конкурентоспособности.

DOI: 10.15372/PEMW20170111


12.
ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.В. Бутова1, Ю.В. Чудинова1, Г.В. Шипилина1, В.В. Рождественская1, И.В. Черданцева2
1Томский сельскохозяйственный институт, Томск, Российская Федерация
lfcrjkmrj@ukr.net
2Институт социально-гуманитарных технологий, Томск, Российская Федерация
cherdan@tomsk.gov.ru
Ключевые слова: кадровое обеспечение АПК, модель аграрного образования, образовательный кластер, профессиональный рынок труда, agribusiness staff, the model of agricultural education, educational cluster, labor market
Страницы: 836-843

Аннотация >>
Статья посвящена региональному аспекту актуальной проблемы моделирования современного аграрного образования. На основе проведенного анализа профессионального рынка труда и состояния действующей системы аграрного образования в статье определены проблемы кадрового обеспечения сельского хозяйства Томской области и несовершенства региональной образовательной системы в сфере АПК. Сделан вывод о необходимости формирования новой, эффективной модели аграрного образования. Определены и сформулированы требования к системе аграрного образования Томской области. Авторами предложено сформировать в Томской области новую модель аграрного образования-единое образовательное пространство (кластер), координирующую и управляющую функцию которого будет выполнять Отраслевой совет по качеству профессионального образования в сфере АПК. Предлагаемая модель позволит снять существующие на данный момент противоречия между образовательными элементами за счет установления взаимосвязей сетевого характера.

DOI: 10.15372/PEMW20170112


13.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ "ДВОЙНОЙ ДИПЛОМ"

Т.А. Федотова
Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, Днепропетровск, Украина
feduy@ukr.net
Ключевые слова: профессиональное образование, вуз, дистанционное образование, двойной диплом, образовательные программы, professional education, higher institution, distance learning, double degree diploma, education programmes
Страницы: 844-849

Аннотация >>
Проанализированы основные модели реализации программ двойного диплома. Определены основные проблемы реализации программы «Двойной диплом». Определены основные требования к учебным заведениям, участвующим в данной программе, обозначены основные преимущества данных программ и предложены направления повышения эффективности их реализации.

DOI: 10.15372/PEMW20170113


14.
ПОДГОТОВКА КОМПЕТЕНТНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОЧИХ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЕ

И.В. Черданцева1, А.В. Черняйкин2, А.А. Меденцев2
1Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Российская Федерация
tpu@tpu.ru
2Томский институт переподготовки кадров и агробизнеса, Томск, Российская Федерация
tipkia102@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, мотивационноценностное отношение к деятельности, педагогическая система, образовательная система, компетенция, компетентность, квалификация, квалифицированность, профессиональное образование, профессиональная образовательная организация, преподаватель, учебное предприятие, интегральная образовательно-производственная среда, производительный труд, наставник, ученик, education, motivation and valuable attitude to professional activity, pedagogical system, educational system, competency, expertise, qualification, proficiency, vocational training, vocational school, teacher, enterprise with functions of teaching and training, integral educational and industrial environment, productive efforts, tutor, trainee
Страницы: 850-859

Аннотация >>
В современных условиях темпы роста аграрного производства зависят от своевременности перехода традиционной экономики сельского хозяйства на инновационные технологии. В экстремальных географических и климатических условиях, характерных для России, производство дешевых и качественных продуктов возможно лишь на основе эффективной сельскохозяйственной экономики, основанной на знаниях. Поэтому переход аграрной сферы к инновационному развитию требует коренного изменения подхода к профессиональной подготовке сельскохозяйственных рабочих. Сегодня инновационные сельскохозяйственные предприятия сталкиваются с проблемой оперативного обеспечения кадрами, готовыми продуктивно действовать в непредвиденных ситуациях завтрашнего дня. Действующие же на профессионально-образовательном ландшафте организации СПО аграрного профиля в подготовке рабочих кадров ориентируются в лучшем случае на сегодняшние образцы сельскохозяйственной деятельности. Таким образом, сложилась противоречивая кадровая ситуация, которая ограничивает развитие сельскохозяйственной экономики. В связи с этим нужны новые законодательные инициативы, которые бы позволили осуществить глубокую интеграцию средних профессиональных образовательных организаций и инновационных сельскохозяйственных предприятий. Создание интегрированной образовательно-производственной среды могло бы способствовать осуществлению опережающей подготовки компетентных сельскохозяйственных рабочих, способных придать импульс развитию инновационного производства в различных сферах сельскохозяйственной экономики.

DOI: 10.15372/PEMW20170114


15.
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

М.С. Ашилова, К.К. Бегалинова
Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана, Алматы, Казахстан
alibek557@mail.ru
Ключевые слова: информационное общество, рыночные отношения, профессиональное образование, компетентность, конкуренция, техницизм, гуманизм, этнопедагогика, knowledge society, market relations, vocational training, competence, competition, technicism, humanism, ethnopedagogy
Страницы: 860-865

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы профессионального образования в Республике Казахстан в условиях рыночных отношений. Подчеркивается, что профессиональное ориентирование -это гарантированная работа завтра. Особое внимание уделяется социально-гуманитарной подготовке специалистов. Авторы подчеркивают, что гуманизация и гуманитаризация выступают той основой, которая поможет сделать профессиональное образование в XXI веке важным инструментом в решении всех человеческих проблем, поскольку, если любой специалист будет человеком высокого гуманизма, то он с позиции добра, красоты и истины будет относиться к своему делу. Обращается внимание и на проблемы этнопеда- гогики, которая должна обязательно учитывать будущий контингент учащихся и исходя из этого строить образовательный процесс, который ни в коем случае не означает отступлений от жестких требований инновационных технологий.

DOI: 10.15372/PEMW20170115


16.
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Ю.И. Казанцев
Новосибирский архитектурно-строительный университет, Новосибирск, Россия
kazantsev@sibstrin.ru
Ключевые слова: рынок, образовательные услуги, негосударственные образовательные учреждения Западной Сибири, тенденции развития частного сектора образования, market, educational services, private higher institutions of Western Siberia, tendencies in private educational sector development
Страницы: 866-872

Аннотация >>
В статье анализируется опыт создания негосударственных высших учебных заведений в Западной Сибири в 1990-е годы. Примечательно, что вновь учрежденные вузы, по замыслу реформаторов, должны были развивать конкурентную среду на рынке образовательных услуг и открывать окно новых возможностей для получения профессионального образования широкому кругу желающих. Изучение регионального опыта развития негосударственного образовательного сектора дает возможность определить общероссийские тенденции процесса, выявить его региональные особенности и своеобразие. Мировой опыт развития негосударственных вузов неоспоримо доказывает перспективность затеи. Так, в Англии свыше 74% судей, 51% известных журналистов, 61% успешных медиков получили профессиональную подготовку в частной системе образования. Но практика реализации общепризнанных идей на российском и региональном уровне столкнулась с множеством препятствий. Нараставшие сложности были сопряжены не только с рядом объективных фундаментальных причин, но и с непродуманными решениями Министерства образования РФ. Наиболее динамично этот сектор развивался в период с 1995 по 2000 гг. В это время быстро открывались и динамично развивались частные учебные заведения. Однако период благополучия быстро миновал, и частное образование вместе с государственным вошло в полосу кризиса. Не способствовала успеху и демографическая ситуация в стране, которая сопровождалась падением численности выпускников школ, обострением конкуренции за абитуриентов между государственными и частными вузами. Не выдержав нарастающих трудностей, ряд региональных вузов и многочисленные филиалы прекратили свою деятельность на территории Западной Сибири.

DOI: 10.15372/PEMW20170116


17.
ИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТИ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ

Л.Н. Бережнова1, Т.В. Сидорина2, А.А. Зотов3, Д.Ю. Тарасов3
1Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии России, Санкт-Петербург, Российская Федерация
parus77777@yandex.ru
2Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация
sidorinata@mail.ru
3Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии России, Новосибирск, Российская Федерация
zotov@list.ru
Ключевые слова: военное образование, специалист военного вуза, междисциплинарное проектирование, military education, specialist of military University, multidisciplinary design
Страницы: 873-879

Аннотация >>
Поскольку воспитательно-образовательная система вуза призвана обеспечить успешное становление личности будущего специалиста, отечественная высшая школа, находящаяся в условиях модернизации, нацелена на поиск воспитательно-образовательных технологий. Способность системы военного образования удовлетворять потребности общества и личности определяет приоритеты развития Вооруженных Сил Российской Федерации. Показательно, что в этих условиях высшая военная школа приобретает новое направление на становление личностной зрелости и профессионализма будущего специалиста, способного действовать компетентно и оперативно [1, с. 7]. Так, источником обеспечения конкурентоспособности на рынке высшего военного профессионального образования является формирование полноценной образовательной услуги на основе компетентностного подхода, построенного на интеграции и междисциплинарном проектировании. Очевидным становится, что при использовании педагогического проектирования в военном вузе интегрируется и меняется роль преподавателя как представителя науки, исследователя и педагога. От авторитарной модели обучения осуществляется переход к преподаванию как способу приобщения курсанта к ценностям и техно логиям добывания личностно значимых знаний, служащих реализации жизненных и личностных проектов [2, с. 27]. Таким образом, можно утверждать, что образование в военном вузе с использованием проектирования перестает быть просто деятельностью обучения, протекающей в стенах этого учебного заведения в специально организованных условиях, а становится процессом жизнедеятельности, совершающейся в течение активной профессиональной деятельности, может стать формой непрерывного образования личности [3, с. 42]. Проектная деятельность ставит курсанта в активную позицию -человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность.

DOI: 10.15372/PEMW20170117


18.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Е.Р. Кроль, В.И. Кудашов
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация
lkroll@mail.ru
Ключевые слова: социализация, профессиональное самоопределение, экзистенциальный выбор, этапы становления личности, socialization, professional self-determination, existential choice, stages of personality formation
Страницы: 880-884

Аннотация >>
В статье представлены результаты теоретического исследования этапов профессионального самоопределения личности через установки символического интеракционизма. Процесс профессионального самоопределения, происходящий на протяжении онтогенеза, рассматривается с точки зрения экзистенциальной философии, где ключевым является понятие «выбор», цель совершения которого -придать смысл существованию. Предлагается основание для выбора какой-либо профессиональной деятельности и неразрывно связанной с ней мотивации профессионального обучения в виде идеального образа профессиональной деятельности, сформированного в результате прохождения личностью процесса социализации. Выявлены последовательные операции формирования идеального образа профессиональной деятельности, производимые на каждом этапе профессионального самоопределения: подражание, мониторинг реакции значимых Других, соотнесение. Предполагается, что некорректное формирование идеального образа профессиональной деятельности может затруднять процесс профессионального самоопределения.

DOI: 10.15372/PEMW20170118


19.
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ КАК МЕТАТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. ЧАСТЬ 1

М.Р. Арпентьева
Калужский государственный университет, Калуга, Российская Федерация
Ключевые слова: эмпатия, принятие, конгруэнтность, конкретность, метатехнологии, принципы, интенции, преобразование, отношения, компетентность, empathy, acceptance, congruence, concreteness, meta-technology, principles, intention, transformation, relationship, competence
Страницы: 885-891

Аннотация >>
Статья посвящена анализу основных принципов социально-психологического консультирования как практики помогающих межличностных отношений и бытия его субъектов. Рассматриваются базовые проблемы клиентов, связанные с деформациями их внутриличностных и межличностных отношений, а также отношений к собственной жизни (бытию) в целом. Опираясь на тетраду принципов психологического консультирования, выделенную в школе К. Р. Роджерса, осуществлено исследование форм их реализации и специфики в трех основных измерениях взаимодействия консультанта и клиента: преобразовательном (власть), понимающем (компетентность), отношенческом (любовь). Каждое из этих измерений связано с той или иной интенцией консультативных отношений: преобразовательной, диалогической и отношенческой. В рамках каждой из этих интенций основные принципы консультирования реализуются как те или иные метатехнологии или группы метатехнологий. Кроме того, автор рассматривает принципы консультирования по отношению к жизнедеятельности консультанта и клиента в целом как «метатехнологии жизни».

DOI: 10.15372/PEMW20170119


20.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ - ИНТЕГРАЛЬНОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ

В.Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Биробиджан, Россия
rsgilab@rambler.ru
Ключевые слова: профессия, профессионализм, непрерывное образование, целостность, profession, professionalism, lifelong learning, integrity
Страницы: 892-896

Аннотация >>
Профессионализм представлен как процесс и результат общего и профессионального образования и развития личности. Автор формулирует иное определение сущности профессионализма по сравнению с существующими в современных источниках научной информации. В определение включает производственные и личностные аспекты профессионализма, приводит позитивно и негативно влияющие на становление и развитие профессионализма факторы, подчеркивает особую роль образования и профессиональной деятельности в этом процессе. Становление и развитие профессионализма происходит не только тогда, когда человек уже выбрал профессию и обучается в соответствующем образовательном учреждении, а проходит через всю его жизнь. От рождения и далее личность является субъектом общественных отношений и соприкасается с людьми разных профессий. При этом некоторые профессии он «примеряет на себя» и в итоге делает выбор одной из них. Далее поступает учиться в учреждение профессионального образования, чтобы подготовиться к выбранной профессиональной деятельности. После получения документа о профессиональном образовании человек включается непосредственно в профессиональную деятельность, в процессе которой его профессионализм развивается наиболее интенсивно. Работник стремится достигнуть своего акме на профессиональном поприще. Таким образом, профессионализм есть субъективная целостность, и для понимания его сущности наиболее полно подходят философия холизма, синергетика и учение о ноосфере в их совокупности. С этих позиций автор и рассматривает феномен профессионализма, в чем и заключается новизна представляемого исследования.

DOI: 10.15372/PEMW20170120


21.
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Е.В. Жидкова1, О.В. Щербакова2
1Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Российская Федерация
erulenkova@mail.ru
2Сибирский университет водного транспорта, Новосибирск, Российская Федерация
Fisher-54@yandex.ru
Ключевые слова: начертательная геометрия, инженерная графика, процесс познания, процесс мышления, образное мышление, технология, ручная графика, машинная графика, descriptive geometry, engineering graphics, cognition, intellectual process, creative thinking, technology, manual graphics, computer graphics
Страницы: 897-902

Аннотация >>
В настоящее время процесс обучения начертательной геометрии и инженерной графике в технических вузах подразумевает две различные формы обучения: ручная графика и машинная. Педагоги по графическим дисциплинам предполагают, что машинная графика больше ориентирована на профессиональное становление студента, а ручная помогает глубже разобраться в базовых вопросах изучения начертательной геометрии. Методы и методика преподавания базовых графических дисциплин определяются педагогическим коллективом и техническим оснащением кафедр. Тенденции к автоматизированным разработкам конструкторских документов приводят к тому, что процессы мышления, познания, визуального представления геометрических объектов частично утрачиваются, так как обучающимся параллельно с освоением курса начертательной геометрии необходимо осваивать машинную графику, что значительно ограничивает процессы осознания и понимания предмета, особенно на начальном этапе ее изучения.

DOI: 10.15372/PEMW20170121


22.
ОСОБЕННОСТИ МЕДИАВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

А.С. Бегалинов
Телерадиокомплекс «Южная столица», Алматы, Казахстан
alibek557@inbox.ru
Ключевые слова: глобализация, информационное общество, рыночные отношения, медиавоспитание, медиавоспитательное пространство, медиатехнологии, медиакультура, globalization, the information society, market relations, mediaeducation, media educational space, media technology, media culture
Страницы: 903-908

Аннотация >>
В статье речь идет о развитии медиавоспитания в условиях глобализации и информатизации общества. Автор показывает, что эти процессы оказывают как позитивное, так и негативное влияние. К негативным аспектам глобализации относится разрушение вековых гуманистических традиций народа. Раскрывается сущность, содержание, методология построения и эвристическая ценность медиавоспитания. Уделяется внимание и вопросам расширения традиционных средств и методов воспитания через использование современных медиасредств и новых воспитательных технолологий, многократно увеличивающих воспитательный потенциал субъектов образования-воспитания.

DOI: 10.15372/PEMW20170122