Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.224.90.25
    [SESS_TIME] => 1711616307
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 26b40ca5e3e913abebee871ccb2ae3d3
    [UNIQUE_KEY] => ee49a714bed49da547eef9040a269680
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2018 год, номер 2

1.
СЛОВО РЕДАКТОРА

С.И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская федерация
2560380@ngs.ru
Страницы: 1749-1749

DOI: 10.15372/PEMW20180201



2.
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Т.А. Арташкина
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия
tam.artand@gmail.com
Ключевые слова: государственная образовательная политика, кризис образования, цели образования, модернизация образования, информатизация, шестой технологический уклад, образовательное пространство, рейтинг вузов, state education policy, education crisis, aims of education, modernization of education, informatization, 6 technological mode, educational space, university ranks
Страницы: 1750-1760
Подраздел: ФИЛОСОФИЯ

Аннотация >>
Цель статьи - выявление специфики управления российским образованием в современных условиях. Методика и методология исследования построены на комплексном изучении и сопоставлении различных видов источников и исследовании конкретных эмпирических данных. Анализ охватывает исторический период становления и формирования государственной политики в России с начала 1990-х гг. до настоящего времени. Специфика управления российским образованием обусловлена причинами внутреннего и внешнего порядка. К причинам внутреннего порядка относятся слом советской системы образования в 1990-е гг., переход к рыночным отношениям, кризис образования, начавшийся еще в советские годы. К причинам внешнего порядка следует отнести трансформацию культуры как формы бытия, глобализацию, развитие рыночных отношений. Наиболее слабым звеном в управлении российским образованием по-прежнему остаются цели образования. Начиная с 2000-х гг. в российском обществе усиливаются требования к профессиональной подготовке специалистов, однако недооценка необходимости решить проблему формирования личности может привести к кризису в духовной сфере и, как следствие, к разрыву образования и культуры в крайних формах. Россия была и остается многоукладной страной большой географической протяженности. Решение стоящей перед страной задачи - войти в число государств с шестым технологическим укладом - требует незамедлительной модернизации образования, при которой должны использоваться сценарии, адаптированные к условиям развития конкретных российских регионов. Министерство образования и науки Российской Федерации избрало своей стратегией локальные действия и точечное финансирование. Однако точечное финансирование не позволяет провести масштабную модернизацию российского образования, и проблема финансирования отечественного образования, никогда не снимавшаяся с повестки, в этих условиях приобретает особую актуальность. Обеспечить вхождение России в число государств с шестым технологическим укладом и проведение полномасштабной модернизации российского образования может только государство, обладающее значительными финансовыми ресурсами. Проблемы политического устройства страны, ее экономического развития, вхождения России в число государств с шестым технологическим укладом и проведения полномасштабной модернизации образования оказались не просто взаимосвязанными, но и взаимно обусловленными и нерасторжимыми.

DOI: 10.15372/PEMW20180202


3.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ С ПОЗИЦИЙ МОДАЛЬНОЙ МЕТОДОЛОГИИ Д. ЗИЛЬБЕРМАНА

С.П. Кушнаренко
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, Новосибирск, Российская Федерация
kushnarenko.sergey64@mail.ru
Ключевые слова: управление, образование, знание, личность, методология, интерпретация, management, education, knowledge, the person, methodology, interpretation
Страницы: 1761-1766
Подраздел: ФИЛОСОФИЯ

Аннотация >>
В статье решается проблема соответствия способа управления специфике управляемого объекта на примере образования вообще и философского образования в вузе в частности. Исток проблемы - расхождение целей управленца в области образования и самого образования: наблюдается стремление управленца к минимизации усилий и опоре на удобный способ контроля и отчета, что приводит к исключению личностного аспекта знания и сведению образования к обучению. Решение проблемы автор видит в выделении проективного и личностного аспектов в любом знании на основе модальной методологии Д. Зильбермана.

DOI: 10.15372/PEMW20180203


4.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДПО В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В.Г. Шафиров1, О.Е. Ломакин1, А.В. Тебекин2
1Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, Москва, Российская Федерация
2Московский государственный институт международных отношений, Одинцово, Российская Федерация
Ключевые слова: методологические аспекты, развитие ДПО, постиндустриальная экономика, methodological aspects, development of DPO, post-industrial economy
Страницы: 1767-1776
Подраздел: ФИЛОСОФИЯ

Аннотация >>
Рассмотрены методологические аспекты, характеризующие взаимосвязь циклов экономической активности и моделей образовательных процессов. Проанализировано влияние на образовательные процессы циклов экономической активности, включая: циклы-эпохи Э. Тоффлера, ресурсные циклы Дж. Форрестера, вековые циклы Ф. Броделя, формационные циклы М. Эванса, большие циклы экономической активности Н.Д. Кондратьева, средние циклы экономической активности С. Кузнеца, малые циклы экономической активности К. Жугляра, короткие бизнес-циклы экономической активности Дж. Китчина, ультракороткие циклы экономической активности Г. Мура. Показано, что в современных условиях ускорения научно-технического прогресса, когда сокращается продолжительность практически всех циклов экономической активности, возрастает нагрузка на систему ДПО. В первую очередь это касается обучения технологиям, связанным с короткими бизнес-циклами Дж. Китчина и ультракороткими циклами Г. Мура, поскольку продолжительность других видов образования во времени превышает жизненный цикл указанных технологий. Также продемонстрировано, что в условиях насыщенного рынка, в системе производства продукции (товаров, работ и услуг) возрастает уровень персонализации производства. В условиях смены массового и крупносерийного производства среднесерийным, мелкосерийным и индивидуальным производством увеличивается нагрузку на систему ДПО, включая рост доли обучения в малых группах и индивидуального обучения.

DOI: 10.15372/PEMW20180204


5.
НЕОБХОДИМОСТЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Э.В. Барбашина1,2
1Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Российская Федерация
linaba@mail.ru
2Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Российская Федерация
Ключевые слова: современное образование, формирование и развитие критического мышления, индивидуальное/персональное развитие, способы отбора, анализа, систематизации и интерпретации информации, contemporary education, formation and development of critical thinking, individual/personal development, tool of selection, analysis, systematization and interpretation of information
Страницы: 1777-1787
Подраздел: ФИЛОСОФИЯ

Аннотация >>
На основе исторического и современного материала проанализированы значимые характеристики и условия формирования критического мышления, возникновение, формирование и дальнейшее развитие которого обусловлено социально-историческим контекстом, начиная с Древней Греции и заканчивая современным обществом. Обоснована необходимость формирования критического мышления как определяющего фактора развития личности в современных условиях. Особенно значимым процесс формирования критического мышления становится в условиях перехода к персонифицированной парадигме образования. Обосновано, что условием перехода к индивидуальному обучению является развитие критического мышления как необходимого навыка отбора, анализа, систематизации, интерпретации информации. Показаны и частично устранены методические сложности в определении критического мышления, вызванные, с одной стороны, его «расширением», а с другой - «сужением». Выявлены значимые характеристики критического мышления: открытость, пластичность, целеориентированность, саморефлексивность и самоскептицизм. Продемонстрирована необходимость таких элементов критического мышления, как гипотезирование и вопрошание.

DOI: 10.15372/PEMW20180205


6.
АНАЛИЗ ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ С ПОЗИЦИИ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА

В.Ю. Перов, В.М. Михайлова
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация
vadimperov@gmail.com
Ключевые слова: Legal regulation of education, ethics, the value of equality, the value of freedom, ethic contradictions in the law
Страницы: 1788-1795
Подраздел: ФИЛОСОФИЯ

Аннотация >>
Основным законом, регулирующим образование в России, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Нормы этого нормативно-правового акта формируют институциональные пути развития образования и закрепляют положение этических ценностей, которые значимы или должны быть значимы для российского общества в сфере образования. В статье проанализированы нормы действующего Закона об образовании с позиции ценностного подхода с целью определить, какое место в системе образования данный закон отводит таким этическим ценностям, как равенство и свобода. Объект исследования - нормы Закона об образовании, предмет - положение указанных выше этических ценностей в образовании согласно нормам закона. Основными методами исследования являются анализ нормативно-правовых документов и научной литературы по теме, сравнительный анализ правовых норм Закона об образовании и норм других нормативно-правовых актов, анализ (выделение из Закона норм, которые закрепляют положение указанных этических ценностей в образовании) и синтез (определение положения данных этических ценностей в системе образования в целом). Исследование проходило в два этапа: 1) выделение норм Закона об образовании, которые закрепляют место указанных этических ценностей в образовании; 2) сравнение данных норм друг с другом и с нормами иных нормативно-правовых актов. Результаты исследования отражены статье и логически разделены на два раздела, каждый из которых посвящен одной из указанных ценностей - равенству и свободе. Итогом проведенного исследования стал вывод о том, что этические ценности закреплены нормами Закона об образовании непоследовательно, что имеются некоторые противоречия между нормами данного закона.

DOI: 10.15372/PEMW20180206


7.
ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

И.В. Яковлева, Т.С. Косенко
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация
uhova2005@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, философия воспитания, аксиология, эволюция, духовные ценности, образовательная модель, philosophy of education, philosophy of upbringing, axiology, evolution, spiritual values, educational model
Страницы: 1796-1805
Подраздел: ФИЛОСОФИЯ

Аннотация >>
Введение. Философско-аксиологический взгляд на динамику становления и развитие российского образования, содержащего основные признаки социума, в котором оно функционирует, в норме представляющего собой «слепок» породившей его культуры (фрактальный признак) - фундамент отечественного образования. Цели - проанализировать исторические условия и проблемы взаимосвязи образовательной модели с ценностями и нормами культуры и общества; показать, что философский взгляд на специфику отражения в образовании опыта социокультурной жизнедеятельности дает возможность теоретически осмыслить современную образовательную реальность, развивающуюся в супердинамичных социальных условиях глобально-информационной культуры. Методология и методы исследования. Сравнительная характеристика динамики исторического развития западной и российской моделей образования позволяет сделать анализ с помощью методологических основ философии образования (онтологии, эпистемологии и аксиологии) и определить общие стратегии построения нового гражданского общества с ценностно-гуманистическим типом сознания. Спрогнозировать создание единого образовательного вектора представляется возможным на основе признания «европейского измерения в образовании» и становления интегрального интеллекта человека (интеллекта, но не ресурса мышления, духовного потенциала или воспитывающих ценностей). Реальная модернизация образования в современном понимании поднимает вопрос о подготовке педагогических кадров, прошедших путь «индивидуализации» или «сущностной трансформации». Сегодня остро необходим постоянно развивающийся педагог, знакомый с новыми способами коммуникации, открытый для инноваций и нравственной экологии, что требует детального анализа с позиции методологических возможностей философии образования. Практическая значимость. Предлагаемый в статье историко-философский анализ, а также онтологический и аксиологический инструментарий позволяют оперативно оценить современное состояние проблемы взаимодействия образования и социокультурных ценностей. Материал статьи может быть полезен специалистам, занимающимся вопросами генезиса онтологических и методологических оснований современной философии образования и поиска пути выстраивания нового образовательного вектора. Научная новизна и результаты. В статье делаются выводы о специфике и возможности расширения ареала присутствия отечественного образования в мировом пространстве, автономии собственных российских ценностей системы образования. Праксиологический анализ социокультурных реалий современности указывает на то, что постмодернистская культура перестала быть отраслевой, а социальное развитие стало интегративным. В единстве они движутся к новому типу рациональности и новым способам коммуникации. Для развивающейся России остается открытым вопрос: какие социокультурные приоритеты потребуется эволюционировать в качестве современных ценностных образовательных ориентиров?

DOI: 10.15372/PEMW20180207


8.
СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УРОВЕНЬ СУБЪЕКТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Н.С. Шадрин
Павлодарский государственный педагогический университет, Павлодар, Казахстан
nn_shadrin@mail.ru
Ключевые слова: индивидуальный субъект жизни, психологические детерминации, индивид, субъект деятельности, личность, профессиональная индивидуальность, отчуждение, эмоциональное выгорание, individual subject of life, psychological determinations, individual, subject of activity, personality, professional individuality, alienation, emotional burnout
Страницы: 1806-1821
Подраздел: ФИЛОСОФИЯ

Аннотация >>
В статье рассматриваются этапы становления идеи субъекта человеческой жизни в психологии, который является носителем психики, а также источником конечной регуляции (саморегуляции) базовых психологических детерминаций (мотивы, образы, формы общения и действия). Дается представление о внутреннем мире человека, его базовых детерминациях и проявлениях. При реализации психических явлений в большей или меньшей мере манифестируются (разыгрываются) базовые детерминации психики под «управлением» индивидуального субъекта жизни. Предлагается характеристика основных уровней индивидуального субъекта человеческой жизни (человек как индивид, как субъект и как личность). Индивидуальность понимается как интегративное объединение индивида, субъекта деятельности и личности. Особое внимание уделяется понятию субъекта и личности. При этом базовые детерминанты психики (мотив, образ, общение, деятельность) на уровне индивида, субъекта деятельности и личности различаются. Субъект профессиональной деятельности рассматривается как частный случай субъекта деятельности. Предлагается методологический подход к некоторым проблемам профессионального образования. Рассматриваются вопросы становления профессиональной индивидуальности и проблемы ее гармонии и дисгармонии (включая отчуждение личности в трудовой деятельности и ее эмоциональное выгорание).

DOI: 10.15372/PEMW20180208


9.
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Ю.В. Чудинова, О.В. Бутова, Г.В. Шипилина, В.В. Рождественская, А.В. Гааг, И.В. Черданцева
Томский сельскохозяйственный институт, Томск, Российская Федерация
nauka_tshi@mail.ru
Ключевые слова: сельское хозяйство, кадровое обеспечение, специалисты, профессиональное образование, agriculture, human resources, professionals, professional education
Страницы: 1822-1828
Подраздел: ФИЛОСОФИЯ

Аннотация >>
В статье на основе научно-исследовательских разработок новых подходов к модели развития аграрного образования и для решения задач кадрового обеспечения агропромышленного комплекса рассматривается вопрос, относящийся к созданию стратегии развития аграрного образования в Томской области. Статистические, демографические и другие источники показывают, что от степени согласованности меняющейся потребности отраслей экономики в рабочей силе с масштабами и направлениями развития системы профессионального образования зависят как состояние рынка труда региона, так и реализация стратегии регионального развития. Настоящая стратегия раскрывает долгосрочные цели, задачи и направления развития современной системы подготовки профессиональных кадров для агропромышленного комплекса Томской области, обеспечения устойчивого развития сельских территорий.

DOI: 10.15372/PEMW20180209


10.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Ю.И. Казанцев
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, Новосибирск, Российская Федерация
kazantsev@sibstrin.ru
Ключевые слова: управление образованием, характерные особенности современной системы управления, противоречия в системе управления образованием, management of education, the characteristics of modern management system, the contradictions in the education management system
Страницы: 1829-1835
Подраздел: ФИЛОСОФИЯ

Аннотация >>
В статье отмечается, что управление образованием в стране осуществляется на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации». Последняя его редакция от 29.07.2017 г. четко определяет принципы, на которых должна выстраиваться вся система управления. В ст. 89 данного Закона подчеркнуто, что «управление системой образования строится на принципах демократии, …информационной открытости, …учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер». Однако законодательное закрепление, вмененное в обязанность в первую очередь Федеральным органам исполнительной власти, которые определяют государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере образования, организации широкого привлечения научно-педагогической общественности к обсуждению основных направлений развития образования в стране, явно игнорируется. Без преувеличения одним из важнейших недостатков современного управления образованием можно назвать закрытость, самоуверенность и пренебрежительное отношение чиновников к общественному мнению и взглядам научно-педагогических работников. Основной характерной чертой современного управления российским образованием стала безудержная бюрократия. Кроме того, в системе управления российским образованием к настоящему времени проявилось множество противоречий. Центральным из них является изолированность управленцев от научно-педагогической общественности страны. В силу данных обстоятельств реформирование российского образования на протяжении четверти века осуществляется исключительно сверху, практически без учета общественного мнения и настроений научно-педагогических работников.

DOI: 10.15372/PEMW20180210


11.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Р.Р. Закиева
Казанский государственный энергетический университет, Казань, Российская Федерация
Rafina@bk.ru
Ключевые слова: образование, аттестация персонала, аттестация оборудования, качество, управление, education, personnel certification, equipment certification, quality, management
Страницы: 1836-1843
Подраздел: ФИЛОСОФИЯ

Аннотация >>
Изменения, произошедшие в экономике России, вызвали необходимость проведения корректировок во всей системе управления и образования. Поэтому в настоящее время многим организациям приходится создавать новые условия для того, чтобы обрести возможность достойно конкурировать на рынке труда: необходимо не только оснащать свои организации современнымтехническим оборудованием, но и иметь достойный персонал. В статье дается анализ особенностей и закономерностей разработки и внедрения систем менеджмента качества в высших образовательных учреждениях. Рассмотрено понятие образовательного менеджмента и его составляющие. Выявлены особенности и даны характеристики управляющей и управляемой подсистем учреждения высшего профессионального образования. Раскрыты сущность и задачи менеджмента высшей школы. Показана роль образовательного менеджмента в инновационном развитии вуза. Выяснено, что менеджмент в сфере образования и воспитания имеет такие особенности, как непосредственное и личностно включенное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса; необходимость дифференциации и индивидуализации образовательных услуг; зависимость функционирования организации от поведения потребителей; сложность определения параметров качества; необходимость владения совершенными навыками работы с потребителями.

DOI: 10.15372/PEMW20180211


12.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Л.Н. Жуковская, С.В. Костылев, О.Ф. Морозова, Е.А. Ноздренко
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация
jln@kraslib.ru
Ключевые слова: лаборатория, научно-исследовательская лаборатория, научная школа, исследовательский коллектив, рефлексивный анализ, парадигма, социокультурные практики, профессионализм, компетентностное развитие, научно-методическое обеспечение, laboratory, research laboratory, scientific school, research group, reflection, paradigm, sociocultural practices, professionalism, competency-based development, research and methodological support
Страницы: 1844-1852
Подраздел: ПЕДАГОГИКА

Аннотация >>
Статья посвящена описанию деятельности научно-исследовательской лаборатории «Креативные технологии социокультурной практики», которая создана на базе кафедры рекламы и социально-культурной деятельности Гуманитарного института Сибирского федерального университета. Осуществляется рефлексивный анализ деятельности лаборатории, определяются возможные перспективы создания новых направлений. Научно-исследовательская лаборатория представлена как структурное образование высшего учебного заведения, функционирующее на основе задач, предъявляемых к содержанию и организации учебного и воспитательного процессов. Авторы статьи, опираясь на имеющийся в России и за рубежом опыт создания и функционирования подобных лабораторий, делятся своими выводами относительно возможностей оптимизации исследовательской деятельности в лаборатории. В статье предлагаются формулировки целей, задач, обсуждаются функции лаборатории, описывается организация ее работы; определяются пути совершенствования исследовательской деятельности. Определен статус лаборатории в системе высшего образования, что позволяет вводить необходимые инновации в образовательный процесс, модифицировать содержание исследований в соответствии с потребностями социокультурной практики региона. Особое внимание уделяется концептуальной, смысловой определенности научной деятельности участников лаборатории. В поле внимания попадает феномен «культурный код региона», парадигмальное осмысление которого становится системообразующим фактором для исследовательской практики. Переосмысливаются методологические основы деятельности исследовательских лаборатории, осуществляются прогнозы ее развития. Авторы приходят к выводу, что создание научно-исследовательских лабораторий в вузе имеет значительные перспективы в плане осмысления и исследования идейно-смысловых оснований изучаемых объектов, формулирования новых методологических регулятивов, нормативов предметной и профессиональной деятельности, адаптации познавательного опыта к условиям практики. В статье сделан акцент на возможностях применения иерархического подхода к исследовательской деятельности, что открывает возможность привлечения к совместной работе ученых, аспирантов, студентов и практиков, способствует совершенствованию исследовательского поиска и профессиональному росту сотрудников вуза.

DOI: 10.15372/PEMW20180212


13.
РЕШЕНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАДАЧ В ФОРМАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА

Н.О. Ваганова1, Н.В. Силкина2, В.М. Лопаткин3
1Новосибирский техникум железнодорожного транспорта, Новосибирск, Российская Федерация
ntgt_ur@mail.ru
2Сибирский университет путей сообщения, Новосибирск, Российская Федерация
silkina@stu.ru
3Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Российская Федерация
lopatkin_vladimir@mail.ru
Ключевые слова: практикоориентированность, рынок труда, среднее профессиональное образование, подготовка кадров, practice-oriented approach, labor market, vocational education, staff training
Страницы: 1853-1858
Подраздел: ПЕДАГОГИКА

Аннотация >>
Цель статьи - обосновать применение учебно-производственных задач в конкурсах профессионального мастерства для студентов организаций профессионального образования. Использованы следующие методы: теоретические получение научной информации об учебно-производственных задачах, решаемых в конкурсах профессионального мастерства как формах взаимодействия организации профессионального образования и предприятий железнодорожного транспорта; сбор данных об учебно-производственных задачах и конкурсах профессионального мастерства; эмпирические - анализ, сопоставление полученных данных. На основе исследований приведена классификация учебно-производственных задач, собран фактический материал о конкурсах профессионального мастерства, проводимых организациями среднего профессионального образования и предприятиями железнодорожного транспорта. Решение учебно-производственных задач предполагает освоение образовательной программы и формирование профессиональных компетенций в условиях производства в рамках конкретной профессии. Предложенный подход вносит вклад в изучение оценочной деятельности учебных достижений обучающихся, в методологию контроля текущих и итоговых результатов подготовки кадров для промышленного сектора экономики. Применение учебно-производственных задач в конкурсах профессионального мастерства способствует установлению потребности во взаимодействии между всеми субъектами образовательных процессов с целью повышения качества подготовки специалистов и рабочих кадров.

DOI: 10.15372/PEMW20180213


14.
ПРОБЛЕМА РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.С. Ивина
Институт управления образованием, Москва, Российская Федерация
iulia_ivina@mail.ru
Ключевые слова: качество образования, внутренняя система оценки качества образования, дефицитность ресурсов, экспертное мнение, the quality of education, intra-school system of education quality assessment, the scarcity of resources, expert opinion
Страницы: 1859-1867
Подраздел: ПЕДАГОГИКА

Аннотация >>
В статье представлены результаты исследования проблемы ресурсообеспеченности (материальной и нематериальной) образовательных организаций по эффективному созданию и функционированию внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). Актуальность данной проблемы подтверждена широким кругом исследований, каждое из которых уникально в выборе методики и подходов, инструментов и показателей, объектов и предметов, способов формирования выборки, ее границ и т.д. В статье не только раскрыто понятие качества образования, но и дана краткая характеристика современного состояния единой системы оценки качества образования Российской Федерации. Значительная часть работы отведена постановке цели, вопросов, задач и объекта исследования, а также раскрытию его методики и методологии, обоснованию выбора его инструментов и способов обработки полученных результатов. В рамках методологии исследования был проведен экспертный онлайн-опрос директоров и заместителей директоров общеобразовательных организаций, специалистов центров оценки качества образования и институтов развития образования, а также руководителей отделов управления образованием. В качестве результата исследования получена информация о текущей степени ресурсообеспеченности образовательных организаций для эффективной реализации целей внутренней системы оценки качества образования. Определены наиболее и наименее дефицитные ресурсы, на основе чего составлен рейтинг дефицитности ресурсов для создания и функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации. В заключение отмечена возможность дальнейшего развития проведенного исследования посредством его масштабирования на другие объекты исследования и расширения охвата выборки.

DOI: 10.15372/PEMW20180214


15.
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Я.А. КОМЕНСКОГО (В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ ПРОСТРАНСТВА ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ)

Е.А. Автандилян
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация
aea8888@yandex.ru
Ключевые слова: образовательная среда, доверительная коммуникация, знание, обучение, язык, сознание, модель, речь, текст, интерпретация, Educational environment, trust communication, knowledge, learning, language, consciousness, model, speech, text, interpretation
Страницы: 1868-1875
Подраздел: ПЕДАГОГИКА

Аннотация >>
В статье анализируются принципы обучения и воспитания в системе Я.А. Коменского в контексте возможности создания пространства доверительной коммуникации в образовательной среде. Автор выделяет следующие основные принципы воспитательно- образовательной системы Я.А. Коменского: принцип высшей ценности знания; целостности обучения и нравственного воспитания; ненасильственности и толерантности; всеобщности и универсальности обучения; однородности среды; социальной коммуникации; непрерывности образования; равенства всех учащихся (субъектов образовательного процесса) и любви. Рассматривается возможность формирования современной образовательной модели на основе изучения идей великого педагога и мыслителя с учетом психологических аспектов обучения при формировании когнитивной модели. Автором предпринята попытка охарактеризовать этапы развертывания когнитивной модели применительно к текстам Я.А. Коменского; делается вывод о том, что применительно к анализу текстов метод моделирования, возможно, обладает неограниченным потенциалом. При этом отмечены возможные проблемы, возникающие в процессе интерпретации: между семантикой как областью значений, задающих «поле» смыслов, дальнейшего понимания и интерпретации, и синтаксисом, понимаемым как сочетание знаков языка, и принципиальной нередуцируемостью семантической составляющей к синтаксису. С неизбежностью «закладывая» в модель семантические характеристики на первом этапе ее создания, в дальнейшем, в процессе верификации, включающей, возможно, анализ статистических данных, нам придется каким- то образом трансформировать квалитативность семантических характеристик в формализованные синтаксические знаки для их обработки. При этом возникает еще одна проблема - субъективной интерпретации данных со стороны исследователя. После получения результатов формализации необходимо будет «запустить» обратный процесс: «от синтаксиса к семантике». Каким образом можно будет корректно осуществить механизм подобной трансформации в обе стороны, этот вопрос пока остается открытым и требует дальнейшего исследования.

DOI: 10.15372/PEMW20180215


16.
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ БИМОДАЛЬНОГО ВУЗА НА БАЗЕ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

И.В. Сергиенко1,2, М.А. Крымова1,2
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Российская Федерация
sergilld@mail.ru
2Институт профессионального образования и информационных технологий, Уфа, Российская Федерация
milyausha.murzagalina@gmail.com
Ключевые слова: центр развития компетенций, образовательная среда, электронное образование, компетенции, обучающие тренажеры, бимодальный университет, Competence Development Center, educational environment, e-education, competence, training simulators, bimodal university
Страницы: 1876-1885
Подраздел: ПЕДАГОГИКА

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы формирования и развития современного образовательного учреждения - бимодального университета. Раскрывается вопрос инновационной структуры в системе бимодального университета - центра развития ИКТ-компетенций. Большое внимание уделено опыту создания обучающих тренажеров, способствующих формированию ИКТ-компетенций у обучающихся. Представлен образец обучающего тренажера «Проектор». Приведены результаты эксперимента по внедрению и применению обучающих тренажеров по формированию ИКТ-компетенций в образовательном процессе вуза.

DOI: 10.15372/PEMW20180216


17.
ОБУЧЕНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЯХ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ

Н.Л. Микиденко, С.П. Сторожева
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск, Российская Федерация
nl_nsk@mail.ru
Ключевые слова: профессиональное образование, многоуровневая образовательная система, образовательные стратегии студентов, бакалавриат, магистратура, управление образованием, образовательный мониторинг, мотивация поступления в магистратуру, professional education, multilevel educational system, students’ educational strategies, Undergraduate, MSc-students, educational management, educational monitoring, motivation on taking Master-course
Страницы: 1886-1895
Подраздел: ПЕДАГОГИКА

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы образовательных стратегий студентов-бакалавров в условиях формирования запроса со стороны высокотехнологичного рынка труда в мультипрофильном высококвалифицированном специалисте, способном гибко реагировать на его изменения. Авторы обращаются к исследованию запроса на непрерывное образование со стороны будущего соискателя на рынке труда - студента-бакалавра; показывают, что непрерывное образование становится частью профессиональной карьеры и профессиональной самореализации современного человека. Магистратура как этап получения профессионального образования для субъектов образовательной деятельности остается новой социальной практикой в системе профессионального образования. Дискуссии ведутся вокруг критериев отбора кандидатов на программы магистратуры, системы вступительных испытаний, требований к магистранту, преимуществ выпускников на рынке труда. На основе исследования образовательных стратегий технических и социально-экономических направлений подготовки студентов-бакалавров в статье рассматриваются уровень информированности бакалавров о возможных вариантах продолжения профессионального образования после окончания программ бакалавриата, внешние и внутренние детерминанты поступления в магистратуру, выбор профессионального профиля магистерских программ, продолжения обучения по выбранному ранее направлению подготовки или прохождение магистерской программы по другому направлению, готовность прохождения магистратуры на коммерческой основе, ожидания от магистратуры как этапа профессионального образования. Обучение в магистратуре анализируется как один из возможных вариантов выстраивания персональной образовательной стратегии студента. Полученные результаты предлагается использовать в стратегии развития образовательного учреждения высшего профессионального образования, управления качеством образовательного процесса, системе профессиональной ориентации и управлении образовательными стратегиями студентов-бакалавров.

DOI: 10.15372/PEMW20180217


18.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБУЧАЕМОГО О ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫХ ФОРМАХ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ С ОБУЧАЮЩИМ

П.В. Меньшиков
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга, Российская Федерация
edeltanne@list.ru
Ключевые слова: дидактическая коммуникация, субъективные представления обучаемого, цели дидактической коммуникации, предпочитаемые организационные формы дидактической коммуникации, didactic communication, subjective representations of the trainee, goals of didactic communication, preferred organizational forms of didactic communication
Страницы: 1896-1901
Подраздел: ПЕДАГОГИКА

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме дидактической коммуникации в контексте ее восприятия и рефлексирования обучаемым. Автор исходит из предположения о существенной роли субъективных представлений обучаемого в развертывании эффективной дидактической коммуникации с обучающим. Предметом исследования выступили представления обучаемого о целях дидактической коммуникации с обучающим, о формах обучающего воздействия и организационных формах дидактической коммуникации, а также субъективные критерии, которые обучаемый использует для оценки степени эффективности дидактической коммуникации в целом. Исследование осуществлено на выборке студентов-первокурсников Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского (общий объем выборки составил 62 человека). В качестве инструмента исследования послужила авторская методика опросного типа. Как показывают результаты исследования, опрошенные нами студенты в качестве основной цели дидактической коммуникации с обучающим рассматривают рост своей психологической компетентности. Обучаемые отдали предпочтение коммуникативным формам организации учебного взаимодействия. Как показало исследование, обучаемые субъективно оценивают дидактическую коммуникацию по критериям личностной значимости содержания и эффективности приемов, направленных на его раскрытие.

DOI: 10.15372/PEMW20180218


19.
УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИИ КАК КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

М.Р. Арпентьева1,2, Е.А. Богомолова1,2, М.А. Спиженкова1,2
1Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Российская Федерация
mariam_rav@mail.ru
2Югорский государственный университет, Калуга, Российская Федерация
alex_bogomolov@mail.ru
Ключевые слова: инклюзия, педагоги, студенты, психологи, понятие инвалидности, инклюзия, inclusion, teachers, students, the concept of disability, the category of disabled people, psychological inclusion
Страницы: 1902-1911
Подраздел: ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация >>
Цели статьи - осмысление современных проблем и успехов инклюзивного образования, сравнительный анализ инклюзивной и эксклюзивной (специальной) моделей образования, выделение различных условий, затрудняющих и способствующих развитию инклюзивного образования. В статье отмечается, что существует значительное количество психологически важных и трудных моментов обучения людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дистанционного и контактного обучения, которые необходимо учитывать в процессе работы с ними. Включение учащихся, соответствующих возрасту, в общеобразовательный класс выгодно для всех сторон. Существует и реализуется множество способов обучения, поскольку разные учащиеся по-разному и учатся, Учащиеся с ограниченными возможностями получают больше удовольствия от инклюзивной атмосферы, потому что они могут получать помощь от своих сверстников с различными способностями и конкурировать на одном уровне за счет равных возможностей, а также включаться в отношения взаимопомощи и взаимного служения. Общество не готово принять инвалидов «на равных». Многие инвалиды, привыкшие к потребительскому и ограничивающему стилю отношений, часто оказываются не готовы включиться в жизнь сообщества на условиях, отличных от заботы об их правах. Дискуссия об обязанностях и роли инвалидов в сообществе еще даже не начиналась: единственными подразумевающимися требованиями к ним, пожалуй, выступают требования благодарной удовлетворенности и «невмешательства» в жизнь неинвалидов. Однако доктрина инклюзии создана для того, чтобы расширить эти представления, в том числе сформировать представления о культуре инклюзии как культуре взаимопомощи как взаимных обязанностей и прав, взаимного служения.

DOI: 10.15372/PEMW20180219


20.
АГРЕССИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Н.Н. Савина, О.И. Петров
Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск, Российская Федерация
nn_savina@mail.ru
Ключевые слова: Агрессия, индекс агрессивности, индекс враждебности, негативизм, чувство вины, раздражительность, обида, Aggression, the index of aggression, the index of hostility, negativism, guilt, irritability, resentment
Страницы: 1912-1918
Подраздел: ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация >>
В последнее десятилетие наблюдается рост агрессивных тенденций в молодежной среде. В этих условиях особенно актуализируется анализ агрессивного поведения студенческой молодежи. В статье рассмотрена методология и методика исследования агрессивности студентов вуза. Проведено сравнение выраженности разных форм агрессии у студентов разных направлений подготовки: юристы, экономисты, психологи. Показано, что индекс агрессивности и индекс враждебности у юношей юристов выше, чем у студентов других специальностей, особенно высоки показатели физической агрессии. А также проведен гендерный анализ агрессивности студентов. У девушек значительно ниже уровень агрессии, чем у юношей. Агрессивность девушек укладывается в рамки допустимой нормы. Студенты мужского пола юридического факультета демонстрировали несколько повышенный уровень физической и вербальной агрессии на фоне раздражительности и обиды. Косвенная агрессия не имела высоких значений в связи с тем, что она не актуальна для этих студентов, так как не носит открытого, направленного на объект характера.

DOI: 10.15372/PEMW20180220


21.
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА

М.В. Кобякова
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, Тюмень, Российская Федерация
kobyakova.marina@mail.ru
Ключевые слова: технологическое мышление, структура, уровни, средства развития, система задач, technological thinking, structure, levels, means of development tasks
Страницы: 1919-1923
Подраздел: ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация >>
В статье представлен пример исследования по развитию технологического мышления обучающихся с целью повышения качества профессиональной подготовки российских кадров военной инженерии. Технологическое мышление рассматривается как умение осуществлять исследовательские, поисковые, контролирующие и моделирующие действия по нахождению нескольких различных вариантов альтернативных решений на основе ранее созданного образа искомого результата с последующим выбором рационального, оптимального решения. Обучающиеся включаются в постепенно усложняющуюся технологическую преобразовательную деятельность, направленную на изменение окружающей действительности с целью создания информационного продукта (предмета или процесса). В обучение поэтапно вводится комплекс проблемных задач, направленный на развитие технологического мышления, построенных на использовании новых информационных технологий. В качестве средства развития на различных уровнях технологического мышления предложен комплекс разнотипных задач с нарастающей сложностью, решаемых с использованием систем автоматизированного проектирования.

DOI: 10.15372/PEMW20180221


22.
ДИНАМИКА НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Т.А. Дворецкая, Л.Р. Ахмадиева
Московский государственный лингвистический университет, Москва, Российская Федерация
dvoretskaya_ta@mail.ru
Ключевые слова: внешняя мотивация, внутренняя мотивация, амотивация, intrinsic motivations, extrinsic motivations, amotivation
Страницы: 1924-1933
Подраздел: ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме - изменению учебной мотивации студентов вузов в процессе обучения. Под видами направленности понимается внешняя и внутренняя по отношению к учебному процессу мотивация. Используется авторский опросник «Профиль учебной мотивации студента», в котором выделяются 3 внутренних вида мотивации (познавательная, достижения, саморазвития) и 3 внешних вида мотивации (самоуважение, интроецированная и экстернальная), также выделена отдельная шкала амотивации. Под амотивацией авторы понимают отсутствие учебной мотивации как таковой. Исследование проводилось среди студентов бакалавриата с первого по четвертый курс обучения. Участники заполняли анкету 2 раза: в начале и конце учебного года. В статье представлены результаты сравнения этих двух срезов. В результате анализа результатов исследования были выявлены значимые различия во внутренней и внешней мотивационной направленности студентов первого и третьего курса. У студентов первого курса усилилась мотивация достижения, и понизился уровень мотивации самоуважения и интроецированной мотивации. Таким образом, можно сделать вывод, что у студентов первокурсников усиливается внутренняя мотивация и снижается внешняя. Им интереснее ставить перед собой сложные задачи и решать их, нежели просто ходить в университет из-за престижа получения высшего образования в заведении с громким именем. У студентов третьего курса мы выявили обратную тенденцию. На данном курсе обучения снижается внутренняя мотивация и повышается уровень амотивации. Это подтверждает предположение о том, что третий курс является кризисным периодом в становлении специалиста.

DOI: 10.15372/PEMW20180222


23.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ

И.Е. Шемякина, Ю.С. Рябова
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова, Тюмень, Российская Федерация
www.iri@mail.ru
Ключевые слова: военный инженерный институт, учебный процесс, качество, управление, психологически комфортная среда, military engineering institute, educational process, quality, management, psychologically comfortable environment
Страницы: 1934-1939
Подраздел: ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация >>
Выявлены и обобщены: иерархия ценностных ориентаций, отношения в семье, отношения курсантов военного инженерного вуза к учебе и к преподавательскому составу, сплоченность в учебных отделениях как показатели характеристики образовательной среды, сделан вывод о ее психологической комфортности для курсантов. Рассмотрена методология и методика исследования уровня межличностных отношений. Приведены формы и методы работы преподавателей с учебными отделениями, как один из вариантов решения проблемы по созданию психологически комфортной среды, являющимся одним из главных средств управления учебным процессом в военном инженерном вузе.

DOI: 10.15372/PEMW20180223


24.
ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОПЕРАТОРА К ИНФОРМАЦИОННОМУ СТРЕССУ В УСЛОВИЯХ РИСКА

В.В. Собольников, В.В. Иргит
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация
vsobolnikovis@gmail.com
Ключевые слова: информационно-рисковая переменная, стресс-устойчивость, адаптация, оператор, психические состояния, психологическая компетентность, information-risk variable, stress-resistance, adaptation, operator, mental states, psychological competence
Страницы: 1940-1951
Подраздел: ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема индивидуальной психической устойчивости представителей одной из профессий (оператора) высокотехнологичного контента к переменным информационного риска в психологически сложных ситуациях. Научный интерес заключается в более глубоком изучении наиболее значимых свойств в системе личных качеств оператора, которые обеспечивают адаптацию к стрессорам в трудовом процессе. Методологической основой исследования стали положения системно-комплексного подхода, системно-регулятивной концепции, когнитивного подхода к изучению стресса и когнитивно-аффективной теории личности. Результаты анализа теоретических подходов к стрессоустойчивости сотрудников высокотехнологичных профессий послужили основой для проведения экспериментального исследования. Наряду с общими научными методами был использован набор методов, в том числе индивидуальный типологический вопросник Л. Н. Собчик; вопросник доминантного психического состояния Л. В. Куликова; опросник волевого самоконтроля, разработанный А. Г. Зверковым и Б. В. Эйдманом, позволивших оценить стрессоустойчивость обследованного контингента. В работе были обследованы 62 оператора, осуществляющих профессиональную деятельность на различных стратегических объектах, расположенных в Сибирском субрегионе. Приводятся результаты изучения психического состояния операторов в условиях информационного воздействия. Выделяется группа респондентов вероятностно подверженная переменным информационного риска. Результаты исследования показали, что 6% респондентов испытывают общее беспокойство, 12% - состояние агрессии, 15% - депрессии и 9% находятся в состоянии интрапсихического конфликта. В тоже время, от 3% до 6% респондентов показали низкий уровень активности и производительности. В целом, низкий уровень удовлетворенности жизнью показало около 21% респондентов. Подтверждено предположение о специфичности влияния информационного стресса в условиях риска. Группа респондентов идентифицирована как вероятностно подверженная влиянию информационного стресса. Сделан вывод, что необходим не только мониторинг за состоянием стрессоустойчивости операторов, но и повышение индивидуальной психической стабильности оператора с помощью психологических методов и обучения. Дальнейшее изучение психологической природы стрессоустойчивости, механизмов ее проявления, зависимости от специфики деятельности и влияния на трудовой процесс даст возможность обосновать перспективные направления исследований.

DOI: 10.15372/PEMW20180224


25.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО


Страницы: 1952-1953
Подраздел: ИНФОРМПИСЬМО

Аннотация >>
22-23 ноябРЯ 2018 года состоится Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция с международным участием: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»