Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.221.43.155
    [SESS_TIME] => 1711678632
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 51d70ac4e7a6da8627ad9df19f357a04
    [UNIQUE_KEY] => 251d42b975a490901aa4a3f7b4dd3fa1
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2018 год, номер 3

КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ КАК МЫСЛИМОСТЬ НОРМЫ ПОСТУПКА

Е.Б. Бабошина
Курганский государственный университет, Россия, 640000, г. Курган, ул. Томина, 40
ebaboshina@rambler.ru
Ключевые слова: культуросообразность, социальная норма, норма поступка, личностный поступок, мыслимость, культурное пространство, субъект культуры, ценностный смысл, cultural conformity, social norm, the norm of action, personal action, thinkableness, cultural space, subject of culture, value meaning
Страницы: 32-41
Подраздел: ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Введение. В статье определяются границы культуросообразности как особого внутреннего измерения личности в выборе поступка. С этой целью анализируется понятие «мыслимость» как форма индивидуального внутреннего измерения личностного и социального миров. Методология и методика исследования. Автор опирается на подход к философии поступка М. М. Бахтина, позицию о мыслимости культурно-исторической перспективы О. И. Генисаретского, разделяя видение философа о сложности явления мыслимости и о его активной роли в культурной перспективе. В контексте анализа содержания и условий выбора приводится понимание культурного пространства Л. Н. Коганом. В понимании субъекта автор отталкивается от философии И. Ф. Гегеля и М. Хайдеггера. В ходе изучения особенностей социального поведения, характеристики ценностного выбора личности привлечены подходы Э. Дюркгейма, Э. Фромма. Автор учитывает позицию Э. Дюркгейма о значении реальных и ценностных суждений в общественном развитии. Дилеммой анализа выступает соотношение индивидуальных и социальных мотивов выбора личности в ее становлении. Оценка роли гуманитарного образования как сферы идентификации характеризуется в опоре на позицию А. Филиппова. Методы изучения: анализ философских и культурологических, социологических исследований; суждение, умозаключение; обобщение, абстрагирование, интерпретация, восхождение от абстрактного к конкретному. Методика опытного изучения проблемы включает анкетирование социальных позиций студентов, опрос, наблюдение. Результаты исследования. В статье обосновывается необходимость стратегии развития культурного мышления личности как ценностной опоры в выборе, которая определяется как движение к осмысленной эволюции. В оценке способности к мыслимости поступка обнаружена склонность опрошенных студентов к разделению смысла и нормы в социальном выборе. Центральным результатом анализа выступил предлагаемый автором механизм принятия ценностного решения, отвечающий культурно-историческому становлению субъекта. Новизна материала заключается в обосновании культуросообразности как необходимого измерения индивидуального и социального культурного опыта, в раскрытии ценностной связи нормы личностного поступка с осознанностью и измеримостью культурного смысла пространства выбора. Заключение . Механизм принятия ценностного решения, предлагаемый автором, практически значим и может применяться как движение к нормативно-смысловому консенсусу личности в обществе, в том числе образовании в становлении личностных свойств. Показано, что культуросообразная мыслимость поступка усиливает ценностную связь социальной нормы и ее индивидуального смысла в выборе личности, задавая линию к индивидуальному и социальному совершенству.

DOI: 10.15372/PHE20180303