РАЗЛИЧИЯ В ДИНАМИКЕ НАПРАВЛЕННОСТИ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Т.А. Дворецкая, Л.Р. Ахмадиева
Московский государственный лингвистический университет, Москва, Российская Федерация dvoretskaya_ta@mail.ru
Ключевые слова: внешняя мотивация, внутренняя мотивация, амотивация, мотивация достижения, базовые потребности личности, intrinsic motivations, extrinsic motivations, amotivation, achievement motivation, basic needs
Страницы: 2104-2112
Аннотация
Статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме - различиям в мотивационной сфере студентов разных направлений подготовки. Под направленностями учебной мотивации авторами понимается внутренняя и внешняя мотивация по отношению к процессу обучения. В исследовании используется авторский опросник «Профиль учебной мотивации студента», в котором выделяются три внутренних мотива (познавательный, достижения, саморазвития) и три внешних мотива (самоуважение, интроецированный и экстернальный). Также выделятся амотивация как отсутствие всякой мотивации к обучению. Помимо данного опросника используется методика выявления структуры мотивации достижения и методика, посвященная удовлетворению базовых потребностей личности. В исследовании участвовали студенты двух направлений подготовки: «Психология» и «Психолого-педагогическое образование». Участники исследования заполняли анкету 3 раза в течение полутора лет. В результате исследования были выявлены значимые различия в показателях: успех как материальный уровень жизни, успех как психическое состояние, мотивация познания, амотивация, интегральный показатель внутренней мотивации, успех-удача, успех-признание. Поскольку значимых различий между показателями удовлетворенности базовых потребностей личности выявлено не было, это позволило авторам предположить, что влияние на мотивационные показатели оказывает не столько взаимодействие на уровне преподаватель - студент, сколько организация образовательного процесса на разных направлениях подготовки. При сравнении двух федеральных государственных стандартов по данным направлениям подготовки можно выявить различия в количестве зачетных единиц по практикам, аудиторных занятиям, видам профессиональной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что на мотивационные показатели могут влиять такие факторы, как соотношение часов аудиторных занятий и производственной практики, количество формируемых компетенций и разноплановость видов профессиональной деятельности, которую должен освоить студент.
DOI: 10.15372/PEMW20180319 |