Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 34.238.138.162
    [SESS_TIME] => 1711676559
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => a95fa9c6fbb95bd422ba7287992964af
    [UNIQUE_KEY] => cea1dcc04fde6349694de1baf7a3af47
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Регион: экономика и социология

2018 год, номер 4

Правовая среда и региональная действительность

В.Н. ЛЕКСИН1, Б.Н. ПОРФИРЬЕВ2
1Институт системного анализа РАН, 117312, Москва, просп. 60-летия Октября, 9
leksinvn@yandex.ru
2Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 117418, Москва, Нахимовский просп., 47
b_porfiriev@mail.ru
Ключевые слова: правовая среда, федеральное присутствие, регионы, местное самоуправление, фрагментация правового пространства, Арктическая зона Российской Федерации, legal environment, federal presence, regions, local government, fragmentation of the legal space, the Arctic zone of the Russian Federation
Страницы: 7-41
Подраздел: Региональная политика и экономические проблемы федерализма

Аннотация

Специфика современной социально-экономической ситуации, состояния и перспектив развития регионов и муниципальных образований в России во многом определяется правовой средой, т.е., с одной стороны, установленным на законном основании порядком осуществления и ограничения всех видов деятельности частных, юридических лиц и органов власти и, с другой стороны, правовой культурой и правовым менталитетом, состоянием законности и правопорядка, настроениями в обществе и в его расселенческих локалитетах. Пространственно опосредованная правовая среда в общем случае формируется под сильнейшим воздействием феномена «федерального присутствия» - централизации федерального управления в децентрализованно устроенном государстве. Это наглядно показывают рассмотренные в статье ситуации прохождения в Государственной думе региональных законодательных инициатив, «федерализации» регионального законодательства и перераспределения полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Фактически полностью федеральным является правовое поле деятельности российских муниципалитетов: перечень предметов ведения и полномочий закрытый, типы муниципальных образований унифицированы, организация деятельности и ресурсы для осуществления местного самоуправления установлены федеральными законами. Несмотря на многочисленные новации, постоянно вносимые органами федеральной и региональной власти России в реальную жизнь местного самоуправления, все его болевые точки остаются почти без изменения. Важнейшей характеристикой общественно-политической и социально-экономической неоднородности пространства нашего государства предложено считать территориальную фрагментацию единого правового пространства России. В статье показана распространенность основных типов такой фрагментации по территории страны и критически оценены представления о возможности решения проблем ее пространственного развития преимущественно путем формирования локальных «точек (зон) роста». Концентрация особенностей и проблем функционирования региональных и муниципальных систем в условиях специфического правового поля России характерна для Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Этот макрорегион должен стать особым объектом государственного управления с использованием специфических нормативно-правовых механизмов. Основная часть проблем АЗРФ свойственна всем территориям России и поэтому формируется в общероссийской правовой среде. В контексте представлений авторов о территориальной фрагментации этого поля проанализированы программные решения по использованию нового типа особого правового режима - «опорных зон развития» арктических территорий.

DOI: 10.15372/REG20180401