УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК И АДМИНИСТРАТОР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: УСИЛЕНИЕ АРХЕТИПА ИЕРАРХИИ
Ю.В. Грицков, Д.В. Львов
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация grickov50@mail.ru
Ключевые слова: архетип корпоративности, архетип иерархии, университет, учитель, ученик, администратор, archetype of corporativity, archetype of hierarchy, university, teacher, student, administrator
Страницы: 2654-2662
Аннотация
Авторы статьи предприняли попытку рассмотреть последствия усиления роли администратора в современном образовательном процессе с позиций концепции архетипов коллективного бессознательного, позволяющей выявить бессознательные программы, на которые наслаивается культурно-символический опыт сознания. Произведён анализ взаимоотношений архетипических фигур ученика, учителя и администратора. Во взаимодействии учителя и ученика наблюдается динамичное относительно равновесное влияние архетипов корпоративности и иерархии. С одной стороны, оба равны в своём противостоянии миру и идентификации с одной и той же Мы-Самостью. С другой стороны, учитель заведомо имеет более высокий статус, наделяющий его даже определённой властью по отношению к ученику. Об учителе в определённом смысле можно говорить как о «проводнике» на территорию неявного знания, как о том, кто «запускает» в ученике программы коллективного бессознательного, в которых на архетипическом уровне закреплён опыт предыдущих поколений. Передача ученику закреплённого культурного кода, позволяющего достигать с другими членами сообщества необходимого уровня согласованности, является основной задачей, поставленной перед системой образования. Показано усиление в Новое время роли государства в образовательном процессе, привнёсшего фигуру администратора, что существенно усилило архетип иерархии. Это привело к таким следствиям: уменьшение самостоятельности социального института образования; искажение мотивов участников образовательного процесса с переориентировкой на формальные показатели, заданные внешней средой; формализация межличностных взаимоотношений участников образовательного процесса; снижение чувства единения и сопричастности, формируемого архетипом корпоративности; усиление конкуренции между образовательными организациями; появление и расцвет различных форм дистанционного образования.
DOI: 10.15372/PEMW20190202 |